23 мая 2022 г. Понедельник | Время МСК: 14:05:44
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Подготовка профессиональных бухгалтеров и аудиторов в соответствии с международными стандартами



А.Д. Шеремет,
профессор МГУ
Источник: Издательство "Бухгалтерский учет"
добавлено: 31-03-2004
просмотров: 24520
С переходом предприятий и организаций на международные стандарты финансовой отчетности возрастает роль подготовки и переподготовки бухгалтеров и аудиторов.

На международных форумах по бухгалтерскому учету, проходивших в 2002--2003 гг., отмечались кризис бухгалтерской профессии и необходимость повышения уровня профессии бухгалтера через обучение.

В октябре 2003 г. Международной федерацией бухгалтеров - МФБ (IFAC) одобрены 6 стандартов, которые вступают в силу с 1 января 2005 г. Предполагается, что все члены IFAC должны соответствовать этим стандартам. К середине 2004 г. планируется утвердить седьмой финальный стандарт "Продолжающееся профессиональное образование". Рассматривается также вопрос о том, какие дополнительные руководства необходимы членам IFAC для выполнения требований стандартов. Представим краткий обзор одобренных стандартов.

Введение содержит основополагающую информацию о целях, сфере действия и разработке Международных стандартов образования (IES). В нем также разъясняются вопросы, касающиеся, стандартов, рассматриваются способы применения стандартов в образовательных программах членов IFAC. Введение включает комментарии по различным методам обучения и вопросам интеграции образования и практического опыта.

Концептуальные основы Международных положений по образованию определяют цели и процедуры действия Комитета по образованию, а также объясняют сущность, статус и сферу действия трех типов документов: Международных стандартов образования для профессиональных бухгалтеров; Международных руководств по образованию для профессиональных бухгалтеров; Международных разъяснений и других документов по образованию для профессиональных бухгалтеров.

В Концептуальных основах приведен словарь терминов, используемых в стандартах.

IES 1. Входные требования к программам по профессиональному бухгалтерскому образованию. Определяет требования к претендентам для участия в программе профессионального бухгалтерского образования и необходимый практический опыт.

Стандарт требует, чтобы кандидаты имели образование, которое соответствует требованиям, предъявляемым к поступающим на программу признаваемой университетской степени (или эквиваленту такой программы).

IES 2. Содержание программ профессионального бухгалтерского образования. Определяет профессиональные бухгалтерские знания, которые требуются от кандидатов для компетентного выполнения своих функций в качестве профессиональных бухгалтеров в трех ключевых сферах: учет, финансы и связанные с ними знания; организационные и знания организации и экономики предприятий; знания информационных технологий.

Знания могут быть получены в академической среде (т. е. степень университета) или программах профессионального обучения, предлагаемых членам IFAC. Стандарт указывает на постоянное изменение и расширение знаний, требуемых от профессиональных бухгалтеров, на необходимость адаптации к потребностям рынка и соответственно на возможность варьирования "веса" предметов в различных программах.

IES 3. Профессиональные навыки. Требует, чтобы лица, стремящиеся получить степень профессионального бухгалтера, приобретали набор навыков в следующих сферах: интеллектуальной; технической и функциональной; общения; организационного и бизнес-управления.

IES 4. Профессиональные ценности, этика и отношения. Профессиональные ценности, этика и умение поддерживать, отношения с клиентами и коллегами отличают профессиональных бухгалтеров. Для того чтобы профессиональный бухгалтер мог постоянно обеспечивать услуги высокого качества в общественных интересах, IES 4 предписывает профессиональные ценности, этику и отношения, которые профессиональные бухгалтеры должны приобрести в процессе образовательной программы.

Этот стандарт предусматривает, что программы профессионального бухгалтерского образования позволят кандидатам иметь профессиональное суждение и осуществлять действия, соответствующие этике, что служит интересам общества и профессии.

IES 5. Требования к практическому опыту. Нацелен на приобретение кандидатами, стремящимися стать профессиональными бухгалтерами, практического опыта.

Он предписывает как минимум 3 года практического опыта до получения квалификации профессионального бухгалтера.

Стандарт разрешает засчитывать в период практического опыта до 12 месяцев профессионального образования (после бакалавриата). Практический опыт приобретается под руководством опытного профессионального бухгалтера, а запись о полученном опыте должна вестись и периодически пересматриваться.

IES 6. Оценка профессиональных способностей и компетентности. Предусматривает требования к итоговой оценке профессиональных способностей и компетентности кандидата до того, как он получит квалификацию профессионального бухгалтера. Этот стандарт предписывает, чтобы значительная часть такой оценки выявляла как необходимые теоретические знания, так и практическую применяемость знаний. Эта финальная оценка может проводиться сторонами, не являющимися членами IFAC, однако члены IFAC должны вносить существенный вклад в эту оценку.

ЮНКТАД ООН в октябре 2003 г. утвердил пересмотренную типовую программу учебной подготовки профессиональных бухгалтеров, которая в целом учитывает все требования стандартов бухгалтерского образования.

Данная учебная программа - лишь одно из направлений установления квалификационных критериев для профессиональных бухгалтеров. Полная система этих критериев состоит из следующих компонентов: общих знаний и навыков; профессионального (технического) образования; квалификационных экзаменов; необходимого практического опыта; непрерывности профессионального образования; программы сертификации.

Все эти компоненты описываются в документе ЮНКТАД ООН "Разработка международной учебной программы в области бухгалтерского дела и других квалификационных требований".

В целях международной унификации требований к профессиональной квалификации для международного сообщества были подготовлены соответствующие критерии. Такая унификация позволит восполнить пробелы в национальных системах подготовки кадров, снизить расходы на взаимное признание и расширить международную торговлю бухгалтерскими услугами.

Типовая учебная программа предназначена для формального обучения профессиональных бухгалтеров на самом высоком уровне в любой стране мира, а не только в развивающихся странах. Вместе с тем многие учебные заведения (учреждения) профессиональной подготовки не могут или не готовы принять (использовать) ее. Поэтому, прежде чем приступить к осуществлению типовой учебной программы, необходимо обеспечить соблюдение определенных предварительных условий.

В новой редакции программы все общие знания привязаны к потребностям профессионального бухгалтера и аудитора (курс экономики, количественных методов и статистики; введен новый модуль - сводный обобщающий курс).

Однако программа недостаточно обучает методам анализа, умению их применять, не содержит даже самостоятельного курса финансового анализа, без знаний которого немыслим аудитор или финансовый аналитик, хотя в преамбуле отмечается, что бухгалтер должен уметь анализировать и толковать финансовую отчетность и другую информацию, критически оценивать данные.

В России из курса финансового учета выделяют курс финансового анализа и анализа финансовой отчетности, а из курса управленческого учета - курс комплексного анализа хозяйственной деятельности, охватывающий анализ всей информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Такое направление в аудиторской деятельности, как аудит эффективности, немыслимо без комплексного анализа всей хозяйственной деятельности. Целесообразно включить в систему учебных курсов (обязательных) курс управленческого анализа, где бы рассматривались глобальные управленческие аналитические задачи, важные для оценки экономической эффективности предприятия и оценки бизнеса, для принятия стратегических решений.

Содержание международной программы показывает, что наши требования к подготовке профессиональных бухгалтеров с учетом вузовской подготовки экономистов полностью соответствуют международной программе. Однако названия отдельных учебных курсов отличаются от принятых в западных странах. Хотя подготовка профессиональных бухгалтеров и аудиторов ведется сейчас по новым программам, но, очевидно, придется подготовить новую редакцию программ и привести их в соответствие с новой международной программой и стандартами.

В области развития бухгалтерской профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу следует:

  • осуществлять постоянный мониторинг качества программ обучения руководителей и специалистов заинтересованных организаций согласно международным стандартам финансовой отчетности, предусматривающий регулярное внесение изменений в соответствующие курсы высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области экономики, финансов, бухгалтерского учета и аудита;
  • установить квалификационные требования к специалистам организаций, применяющих международные стандарты финансовой отчетности при подготовке и представлении консолидированной финансовой отчетности, а также к аудиторам и аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги в данных организациях;
  • обеспечить необходимые условия для проведения дополнительного (послевузовского) профессионального образования .и переподготовки специалистов в области бухгалтерского учета и аудита, связанного с внедрением МСФО;
  • проводить аттестацию главных .бухгалтеров организаций, подпадающих под обязательный .аудит бухгалтерской отчетности, и иных бухгалтерских работников, осуществляющих бухгалтерские услуги на профессиональной основе.

Для профессионального бухгалтера высшее бухгалтерское образование в соответствии с международными стандартами бухгалтерского образования является предквалификационным образованием. Желательно, чтобы и дополнительное образование вошло в систему высшего образования. Многое в становлении профессионального бухгалтера и аудитора зависит от качества подготовки в вузе. В Российской Федерации 263 вуза (из них 142 государственных) ежегодно выпускают около 30000 бухгалтеров. Однако качество подготовки выпускников в профильных и непрофильных государственных вузах, в государственных и коммерческих вузах разное. Кроме того, в настоящее время выпускники очной формы обучения составляют только 27 %.

Еще одна проблема связана с подписанием Болонского соглашения и практически с ликвидацией бухгалтерского специального высшего образования. Реформа высшего образования предполагает переход на двухуровневую систему: бакалавр-магистр. Однако с ликвидацией квалификационного уровня специалиста (5-летнее образование) "теряется" подготовка бухгалтера: бакалавриат предполагает два направления - "Экономика" и "Менеджмент". Лишь в магистратуре имеется направление "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", но направленность магистратуры - научная и преподавательская работа. Таким образом, необходимо создать в бакалавриате специальное направление "Бухгалтерский учет, анализ и аудит".

Опыт подготовки специалистов показывает, что бухгалтерское высшее образование можно получить за 4 года. К тому же выпускники-бухгалтеры в настоящее время составляют примерно 60 % от всех выпускников экономического профиля в вузах. Во многих странах ведется подготовка бакалавров по бухгалтерскому учету.

Систему учебных курсов магистратуры следует согласовать с программами подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов, чтобы выпускник магистратуры по направлению бухгалтерского учета, анализа и аудита имел возможность при наличии практического стажа сразу без дополнительной подготовки сдавать экзамены на профессионального бухгалтера и аудитора.

Подготовка и аттестация профессиональных бухгалтеров и аудиторов - основное звено кадрового обеспечения реформирования бухгалтерского учета в организациях.

Однако для качественной подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов требуется дальнейшее приближение бухгалтерского образования к международным стандартам. Президентский совет ИПБ России разработал мероприятия по совершенствованию подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров: введение специального аттестата по ведению бухгалтерского учета по МСФО; упор в системе спецкурсов по повышению квалификации на изучение МСФО, трансформацию российской отчетности в соответствии с МСФО, составление отечественной отчетности по МСФО и др.

Комиссия Совета по аудиторской деятельности по разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и программ повышения квалификации аудиторов провела работу с учетом проектов названных международных документов по следующим направлениям:

  • разработка и обновление программ проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора;
  • разработка и обновление программ постоянного повышения квалификации аудиторов;
  • разработка планов подготовки учебников, учебных и методических пособий для предквалифи-кационной подготовки и повышения квалификации аудиторов; экспертиза изданных (готовящихся к публикации) учебников, учебных и методических пособий с целью получения рекомендаций по их использованию для предквалификационной подготовки и повышению квалификации аудиторов.

Углубление процесса реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с МСФО потребовало формирования пятого направления в деятельности аудиторов - аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности российских предприятий, подготовленной в соответствии с МСФО.

Для предквалификационного обучения и аттестации аудиторов по этому направлению комиссией разработан проект структуры программы. Проекты программ пятого базового раздела и "продвинутых" курсов находятся в работе.

Работа над программой по пятому направлению (аттестату) аудиторов поставила вопрос о том, кто будет реализовывать эту программу, так как количество специалистов по данной специализации пока еще очень ограничено. В этой связи необходимо уже в ближайшее время централизованно, т. е. через Совет по аудиторской деятельности, организовать подготовку лекторов по пятому аттестату.

В базовых курсах программы по МСФО профессиональных бухгалтеров и аудиторов предусмотрены:

  • международные стандарты финансовой отчетности и российские положения по бухгалтерскому учету;
  • международные стандарты аудиторской деятельности и федеральные правила аудиторской деятельности;
  • консолидация финансовой отчетности российских предприятий в соответствии с МСФО;
  • трансформация и составление бухгалтерской отчетности российских предприятий в соответствии с МСФО;
  • аудит консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО (для аудиторов).

В дополнение к базовым курсам, в частности, для аудиторов предусмотрены углубленные знания отчетности соответственно коммерческих организаций по МСФО (для общего аудита), банков по МСФО (для банковского аудита), страховых организаций по МСФО (для аудита страховщиков), бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов по МСФО (для соответствующих аудиторов). Рассматриваются не только особенности отчетности по МСФО, но и ее аудита по международным стандартам аудита (МСА).

Таким образом, система аттестации по МСФО и МСА включает аттестаты по международным стандартам Минфина России, а также зарубежных организаций АССА, CIPA и др. АССА открыла специальную годовую программу по МСФО и готовит эту программу на русском языке. CIPA имеет опыт подготовки по международной программе ЮНКТАД ООН на русском языке в странах СНГ. Российским организациям, занятым в системе бухгалтерского образования, следует совместно с международными учебными организациями активно участвовать в проработке программ и учебных материалов.

Большие планы на этот счет имеет недавно созданная некоммерческая организация - фонд "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности" (НСФО), в системе которой есть комитет по вопросам образования и сертификации.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2022, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.102 сек.
Яндекс.Метрика