![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||||||||||||||||||
Новая экономика и искусство дезорганизации![]() Пашкус Вадим Юрьевич добавлено: 16-12-2003 просмотров: 15660 Сегодня все чаще говорят о внедрении в бизнес новых технологий, реинжиниринге предприятий и инновационной деятельности как таковой. Появился даже обобщенный термин "новая экономика", который ставится в противовес экономике старой. Новая экономика - это экономика взаимосвязей и взаимозависимостей: изменяется отношение как к самой организации, так и к рынку, возникают новые возможности привлечения потребителей. Экономика делается все более и более холистичной (изменения, происходящие где-то, чувствуются практически всеми участниками рынка). Настает момент, когда существенная часть ведущих экономических агентов достигает состояния системной ингрессии (по А.А. Богданову).
Произошел переход в сознании производителя от пассивной маркетинговой стратегии ("найди потребность и удовлетвори ее") к активной ("создай потребность и удовлетвори ее"). В современном мире бурное развитие телекоммуникаций дает возможность влиять на массовое сознание, позволяет быстро (и с меньшими издержками) создать массовую потребность. Реалии возникновения информационного общества, а также развитие информационных и коммуникационных технологий ведут к становлению новой экономической реальности, в основе которой быстро развивающиеся предприятия, осуществляющие свою деятельность в глобальной сети Интернет. Однако ее становление идет непросто. Расцвет Интернет-бизнеса, получившего налоговые льготы в ведущих странах мира, привел к росту "мыльного пузыря", мировых рынков ценных бумаг и впечатляющему кризису на пороге нового тысячелетия. Следовательно, это экономика, в которой риск, неуверенность и постоянные изменения являются правилом (а не исключением из него). Такая экономика должна породить принципиально новый тип организации (предпринимательские организации и иные формы мягких систем) и, следовательно, новые теории управления этими организациями. Это экономика в глобальном мире, где у каждого есть равные возможности вступить во всеобщую конкурентную борьбу. "Соображения экономии внутренних издержек или эффекта масштаба уходят на второй план, уступая пальму первенства соображениям максимизации функциональной совместимости организации со своим бизнес окружением." Однако, несмотря на все вышеизложенное, существует множество компаний, которые:
В этих условиях все большее значение приобретает осознание дезорганизующих факторов в управлении, порожденных как элементарной некомпетенцией, так и увлечение "корпоративными мифами", ориентацией на "вечные корпоративные ценности", бюрократизацией структуры ("Бюрократы имеют тенденцию больше внимания придавать символам статуса, чем результатам." ). Радует, что все большее число руководителей осознает данные проблемы и учится им противодействовать: некоторым показателем этого служит востребованность среди российских менеджеров бизнес-семинаров по "Дезорганизации", которые проводит с 2002 г. "Учебный центр АКФ". Итак, рассмотрим подход к дезорганизации как успешному противодействию разнообразным как внешним, так и внутренним дезорганизационным факторам и методам. При таком подходе необходимо рассмотреть данную проблему, по крайней мере, с двух сторон: с выявления вклада в развал организации менеджеров-дезорганизаторов и описанию основных дезорганизационных методов , которые данные руководители используют. Проследим некоторые психологические аспекты поведения кризисных менеджеров ("антименеджеров") в организации. По мнению академика Е.И. Комарова, организации всегда противостоит дезорганизация: "то, что плохо организовано, представляет собой своеобразный образец дезорганизованного. И, наоборот, слабо дезорганизованное означает не что иное, как преобладание организованного" . При подобном подходе можно, проводя параллели, говорить дезорганизационной эффективности как способности приводить к достижению максимальных дезорганизационных результатов при минимальных затратах времени и ресурсов. Рассмотрим наиболее частый из "генераторов" дезорганизации и дезорганизационных методов - менеджеров организации. Руководители-дезорганизаторыЕ.И. Комаров приводит следующую классификацию руководителей дезорганизаторов: бессознательный дезорганизатор, сознательный дезорганизатор и балансирующий дезорганизатор. Проанализируем организационные секреты руководителя - бессознательного дезорганизатора. Прежде всего, он берет на вооружение какую-нибудь идею (или совокупность идей) связанных с кардинальной (качественной) переделкой существующей относительно жесткой (или неэффективной) системы и, следовательно находящей позитивный отклик у персонала организации. Причем, сама идея должна отвечать следующим требованиям:
Кризисные менеджеры данного типа отличаются умением вводить управляемые ими системы в кризис или создавать его. Основными их характеристиками являются:
Следовательно, "все искусство дезорганизации и бессознательного дезорганизатора заключается в том, чтобы позвать туда, не знаю куда, предложить делать то, не знаю что" , причем позвать так, чтобы со стороны данный процесс выглядел впечатляюще (создать позитивный имидж). Дезорганизация находит свое продолжение в механизме подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Так называемые позитивные ("приятные") решения менеджер берет на себя, а остальные ("неприятные") перекладывает по иерархии на других (и так далее): формируется дезорганизационный механизм имитации процесса принятия решения ("безответственной ответственности") - решения фактически не принимаются, а только имитируются ("нужно не быть, а казаться" - по крылатому выражению Пьера Карона де Бомарше). В результате, через конечный промежуток времени подобная работа "ради позитивных изменений" приводит к результату негативному - развалу (или неустойчивости и уж точно неэффективности) системы. Сознательный дезорганизатор действует иначе. Его деятельность происходит в двух направлениях: камуфлировании по продуктивный труд и стремиться к развалу системы. Часто подобный тип дезорганизатора является агентом конкурентов и при угрозе "раскрытия" старается изображать из себя бессознательного дезоганизатора (типа поведения - "тупой, но исполнительный"). Третий тип дезорганизатора более перспективен с точки зрения его использования в эффективном управлении организацией. Дело в том, что это групповой (командный) кризисный менеджер: его "дезорганизационная сущность" зависит от окружения. Таким образом, чтобы избежать развала системы необходимо такого менеджера своевременно выявить и выяснить эффективные границы его деятельности. Дезорганизационные методы. В настоящее время накоплен большой опыт в выявлении соответствующих дезорганизационных методов. Данное направление рассматривали как теоретики менеджмента (П. Друкер, Г. Минцберг, О. Уильямсон, А. Богданов, П. Керженцев), так и "практики-популяризаторы" (А. Холл, С. Паркинсон, С. Адамс), которые небезуспешно пытались показать "логику абсурда" таких методах в вырожденных структурах. Так академик П.М. Керженцев к этим методам относил: нарушение линий "руководство подчинение"; параллелизм и выполнение несвойственных функций, замедление темпа работы вследствие саботажа, бюрократизма; искажение элементов оргдеятельности. Зачем же успешному менеджеру знать дезорганизационные методы? Прежде всего, для того чтобы:
Отметим, что дезорганизационные методы приводят к увеличению неопределенности ситуации. "Враг номер один" в менеджменте - неопределенность (неизвестность), относительно того или иного события (процесса). Следовательно, проблема заключается в удовлетворении потребности в достоверной информации. Поступившая своевременно и в нужное место, дезинформация становится причиной дезориентации и дезорганизации. "По некоторым оценкам, 66% занятых считают, что основным источником их информации о собственных компаниях являются разные слухи. И, в общем, ничего особенно удивительного в том, что решения, касающиеся миллиардов долларов, принимаются на основе слухов, нет". Можно привести основные дезорганизационные методы по составляющим процесса управления организацией. Характеристика дезоргметодов
Как видно из таблицы, на сегодняшний день накоплен значительный потенциал дезорганизационных методов, сила которых увеличивается, если они: 1. "Попадают в руки" умелых дезорганизаторов, которыми могут быть не только руководители, но и подчиненные (желательно, на различных уровнях иерархии). 2. Творчески варьируются и интерпретируются сообразно условиям, обстановке, ситуации: менеджмент (а следовательно, и антименеджмент) это не просто научное управление, а "искусство научного управления организацией". 3. Системное использование ("дезорганизационная обойма"), направленная на поражение управленческих структур, процессов и технологий. Пример из практики. Приведем пример системных действий стихийных и сознательных руководителей-дезорганизаторов. Так в некотором петербургском ЗАО (назовем его Pharmazeutik Engrosgefalligkein AG) коллектив подбирался на основе неформальных связей с руководителями (собственниками), однако стиль руководства в организации был преимущественно авторитарный. Данная фирма, хотя и была относительно невелика, имела достаточно сложную внутреннюю структуру и нечеткие полномочия сотрудников. Отметим, что сектор рынка, приносивший в начале 90-х сверхприбыли из-за высокой конкуренции и государственного регулирования отрасли стал менее привлекательным, что сделало актуальным вопрос повышения эффективности фирмы. Президент Pharmazeutik Engrosgefalligkein AG Маша К. решила оптимизировать структуру организации и увеличить производительность труда. Для этого она обратилась в некую фирму, оказывающую консалтинговые услуги в области практической психологии (назовем ее Business Psychology Consulting Group (BPC Group)). В результате весь (хотя и относительно небольшой) коллектив, в течении месяца, все выходные дни подвергался интенсивному тестированию и участвовал в деловых играх. Полученный результат оказался достаточно неожиданным: выяснилось, что работники обладают достаточно высокой компетенцией, а главными тормозящими факторами является сама Маша К. И другие собственники. Так, в присутствии Маши К. производительность труда падает (по оценкам BPC Group - примерно в 2 - 2,5 раза), повышается нервозность, уменьшается внутренняя скоординированность в коллективе и т.д. Однако проводившее обследование психологи BPC Group на этом не остановились. Эта информация была обсуждена со всеми присутствующими, причем для всестороннего анализа эффективности принятых руководством решений, были использованы деловые игры, в ходе которых присутствовавшие стимулировались на разглашение разнообразной закрытой информации (в том числе и очень личного характера), а также на определение претендентов на директорское кресло. При заключительном разборе, "умелыми" (дезорганизующими) действиями психологов был спровоцирован "потрясающий" скандал, в процессе которого стороны перешли все возможные границы. В результате действий дезорганизаторов (стихийного - президента и сознательного - руководящего тестированием психолога) фирма получила:
Все это стало возможным в результате поверхностных представлений президента Pharmazeutik Engrosgefalligkein AG о психологических методах (действительно, примерный план обследования и его методы были с ней предварительно согласованы). Заметим так же, что руководящий обследованием психолог BPC Group впоследствии успешно защитил диссертацию по деструктивным конфликтам. *** "Будущее невозможно предсказать - его нужно создавать. Вы либо наблюдаете, как что-то происходит, либо определяете то, что происходит". Так как фирму окружает слишком большое число непредсказуемых и сложно идентифицируемых факторов внешней среды, то в том случае, если организация будет стремиться постоянно их отслеживать и учитывать, тратя излишние средства на сам процесс мониторинга среды, она просто утонет в море информации, "захлебнется" в количестве происходящих событий. Это так же является проявлением дезорганизации. Стремления и попытки "угнаться" за достижениями конкурентов, с постоянной оглядкой только лишь на то, что было достигнуто когда-то и кем-то, в итоге, может ни к чему не привести. Поэтому, возможно, наиболее эффективным способом существования и развития в условиях новой экономики с колоссальными объемами информации и постоянно возрастающей скоростью изменения этой информации, является четкая самоидентификация, ясное самоопределение, дисциплинированный подход к выработке направления развития своей фирмы. Это не означает, что не нужно обращать внимание на то, что происходит во вне, не нужно отслеживать действия конкурентов и те тенденции, которые происходят в экономике. Организация прежде всего должна четко представлять себе, что является высшим стандартом качества в той сфере деятельности, в которой организация работает. Это предполагает ответ на ряд важных стратегических вопросов, как то: "Что означит быть лучшим?", "Что означает обладать четким видением в рамках выбранной области?", наконец, "Как это взаимосвязано с понятием ориентации на высшие стандарты?". Вероятно, создание организации в условиях новой экономики должно начинаться с поиска ответов именно на эти вопросы, поскольку правильно найденные ответы помогут построить уникальную бизнес-концепцию развития фирмы в будущем. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|