![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Об эффективности и «крутизне» собственников![]() Королев Виталий Альфредович добавлено: 08-09-2004 просмотров: 16569 Введение.1Минуло 3 года с тех пор, как автор познакомился с Глебом Архангельским, тогда еще начинающим, а сейчас - ведущим отечественным консультантом в области управления временем. Все это время не проходило стойкое ощущение того, что тематика тайм-менеджмента как-то существенно связана с тематикой корпоративного управления, которой занимается автор. Пока связь прослеживалась на идеологическом уровне: и то, и другое непосредственно относится к областям РАЗВИТИЯ деятельности. Каждая тематика как-бы выделяет свой аспект. Но довести понимание до какого-то формализованного уровня, объединить в целое, все никак не получалось. Однако, благодаря ряду дискуссий, состоявшихся на сайте "Организация времени", появились некоторые соображения на этот счет. В теме корпоративного управления ключевым вопросом является вопрос о позиции собственника бизнеса, о его стремлениях, т.н. "хотелках".
Предоставим исследования "собственной эффективности" классическому тайм-менеджменту, а здесь подробнее рассмотрим что такое "эффективный собственник". При этом постараемся избежать политико-идеологического налета, которым покрыто это понятие от частого употребления в последние 10-лет. Итак, в этой статье мы попытаемся ответить на следующие вопросы:
В послесловии к статье проведена попытка понять, можно ли считать, что собственник ДОЛЖЕН чего-то хотеть или модальность долженствования здесь в принципе не уместна. 1. О различии между эффективностью и масштабностьюПрежде чем говорить об эффективном собственнике, следует разобраться с понятием эффективности и отличить его от других понятий, с которыми его могут спутать. Какую бы эффективность мы не рассматривали, она всегда задается дробью, показывающей отношение результатов к затратам. Примеры показателей, характеризующих эффективность в разных сферах жизни: рентабельность, кпд, оборачиваемость, удельный расход. Чем же характеризуется понятие масштабности, называемое на бизнес-сленге "крутизной", к которой так часто стремятся бизнесмены? Примеры показателей масштабности: объем ресурсов, число сотрудников, размер прибыли, объем продаж, доля рынка, стоимость бизнеса. Существует ли какая-то однозначная связь между масштабностью и эффективностью? Похоже, что нет однозначной связи. Можно быть масштабным и неэффективным одновременно. Можно быть эффективным, но немасштабным. Сочетание объемов и темпов - редкое свойство. В таком случае перед собственником встает вопрос: к чему стремиться, каким им быть? Быть масштабным или эффективным? Или искать "золотую середину"? На эти вопросы за самого собственника не ответит никто. Это вопросы его САМООПРЕДЕЛЕНИЯ. Но и оставить их без ответа он не должен. О необходимых понятиях. Прежде чем двигаться дальше, следует прояснить некоторые понятия:
Собственник (в бизнесе) Совладелец (акционер) Капиталист
Инвестор В контексте данной статьи - потенциальный капиталист. Это лицо, имеющее средства для инвестирования и находящееся в процессе принятия решения о направлении инвестирования. Предприниматель Автор инновационной бизнес - идеи, которая имеет рыночный потенциал (потенциал получения сверхприбыли), готовый действовать на свой страх и риск. Не обязательно выступает как поставщик капитала и/или руководитель организации. Бизнесмен Совладелец (или собственник), принимающий непосредственное участие в оперативно-тактическом управлении организацией, занимающий должность в структуре управления организацией. Теперь рассмотрим разницу между понятиями "крутой" и "эффективный" собственник, причем не как предприниматель, а как капиталист. 2. Что такое "крутой" собственник?Это лицо, имеющее в собственности активы, рыночная стоимость которых пропорциональна его "крутизне". Можно сказать и наоборот: это лицо, "крутизна" которого пропорциональна рыночной стоимости его активов. Важно подчеркнуть прямую связь между показателем "крутизны" собственника и масштабом его собственности. К чему стремится "крутой"? "Крутой" стремится к повышению своей "крутизны", чтобы в рейтинге "крутых" занять более высокое место. Экономическая ремарка Нам не обойтись без упоминания одной из наиболее известных формул финансового анализа - формулы корпорации Дюпон: ROI=D/K=(D/V)*(V/A)*(A/K), где ROI - рентабельность инвестиций (отдача на инвестированный капитал), На словах формула Дюпона звучит следующим образом: Отдача на капитал (норма прибыли - мечта капиталиста) равна произведению рентабельности продаж, оборачиваемости активов и "финансового рычага". Поскольку цель "крутеющего" - "заколачивать бабки", то в экономических терминах это будет означать повышение объема прибыли D. Автору не хотелось бы, чтобы у читателя сложилось впечатление о том, что "крутизна" - это что-то предосудительное. Не будем забывать, что масштаб бизнеса свидетельствует о значимости идеи, лежащей в основе его миссии, для трех основных групп людей: потребителей, работников и совладельцев. 3. Что такое "эффективный собственник"?Гипотезы о критериях эффективности капиталиста:
Соответственно, можно ввести 2 показателя:
Примечание на полях: именно в этой точке смыкаются вопросы корпоративного управления и тайм-менеджмента. Выводы.
Словом, от прибыли - к свободному времени, господа эффективные капиталисты! Пусть показатель S станет показателем вашей "крутизны". 4. Вместо послесловия: иметь или быть (собственником)?(По мотивам Э. Фромма или что должен хотеть собственник?) В выводах статьи об эффективном собственнике утверждается, что собственник ДОЛЖЕН (хотеть чего-то), не должен оставлять вопросы без ответа и т.п. Возникает закономерный вопрос: действительно ли он ДОЛЖЕН что-то или все-таки ограничиться тем, что он не должен, а МОЖЕТ, т.е. имеет только права и не имеет обязанностей по отношению к своему бизнесу? Если тот, кто нечто имеет, называется владельцем (собственником), то по отношению к нему корректно ставить вопрос: что значит БЫТЬ собственником? Вопрос о том, что собственник ДОЛЖЕН (а не только МОЖЕТ) делать (в т.ч. "хотеть"), может считаться корректным, если мы исходим из того, что человек вначале сделал свободный выбор: самоопределился как собственник, ЗАХОТЕЛ БЫТЬ собственником. Далее, если рассматривать позицию собственника как деятельностную, а не как статусную, логично исследовать НОРМЫ деятельности, т.е. то, что ДОЛЖНО делать. И если исходить из того, что собственник является СУБЪЕКТОМ ХОТЕНИЯ, то первой нормой должно быть требование, что он ДОЛЖЕН ХОТЕТЬ. А поскольку норма не просто деятельная, а организационно-деятельная, то он должен не просто молча хотеть, а должен "публично" хотеть, т.е. публиковать свою хотелку, объяснять ее людям, которых организует, т.е. "задавать хотение". Итак, собственник не просто может хотеть, но и должен это делать (делать хотение). Логично поставить вопрос о содержании хотения: может ли собственник хотеть всего, что угодно, или все же его собственническая позиция ДИКТУЕТ ему содержание хотелок? Например, относится ли к таким хотениям требование повышения нормы прибыли? На мой взгляд - нет. Такая хотелка - это хотелка "пользователя" бизнеса, а не его хозяина. Именно поэтому корректно говорить о том, что собственник не просто может, но и ДОЛЖЕН отвечать на вопросы, ответы на которые определяют СУДЬБУ организации. Таким образом, модус ДОЛЖНОГО задается не как долг собственника перед кем-то, диктующим ему свою волю, а как рациональное следствие свободного самоопределения, как "ответственность за базар", если угодно. Назвался груздем - полезай в кузов. Можно спросить: а перед кем или кому должен собственник? Кто вправе с него спросить за исполнение его "долга"? Над ним же нет начальства. На наш взгляд собственник отвечает перед обществом. Спрашивать с него должно общество (не путать с государством). Именно в этом и заключается суть столь популярного сегодня вопроса о социальной ответственности бизнеса. Социальная ответственность бизнеса состоит не в увеличении отчислений на благотворительность (это личное дело каждого конкретного собственника) или выплате всех налогов (это обязанность всех собственников перед государством), а в том, чтобы предложить обществу достойную ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, выраженную в форме рабочих мест. Именно этого общество вправе ожидать от самой предприимчивой своей части. 1Изначально данная статья предназначалась для тайм-менеджерского сообщества, сформировавшегося вокруг сайта "Организация времени" (www.improvement.ru) , автором которого является Глеб Архангельский. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|