27 апреля 2024 г. Суббота | Время МСК: 04:19:35
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Александр Шохин: Пока нет нужды повышать прозрачность и качество корпоративного управления в надежде на привлечение капитала



добавлено: 15-09-2004
просмотров: 11292

Биографическая справка Александр Николаевич Шохин

Александр Николаевич ШохинАлександр Николаевич, Всемирный банк и международная финансовая корпорация в своем докладе «Бизнес в 2005 году – устранение препятствий для роста» сделали вывод, что в России легко и удобно вести свой бизнес. Проанализировав предпринимательский климат в 145 странах, авторы доклада констатировали, что в России можно относительно быстро и недорого открыть свое дело, условия найма и увольнения сотрудников «весьма гибкие», хотя и трудно, например, взыскать долг, или найти информацию об акционерах и заемщиках. Но зато нет проблем с регистрацией прав собственности. Вывод – предпринимательский климат в России лучший, среди стран Восточной Европы. Не слишком ли оптимистичны эксперты Всемирного банка?

Эксперты исходят из статистически улавливаемых показателей, в том числе, количества дней, необходимых на получение регистрационных и лицензионных документов. По этим показателям динамика в России очень позитивная. По всем такого рода показателям за последние несколько лет в России произошло улучшение в два раза, хотя есть показатели, которые могли бы картину сделать более взвешенной, - количество дней, которое идет на возврат излишне уплаченных налогов или на возмещение налогов по закону: НДС при экспорте и т.д. Если говорить о классическом бюрократическом давлении на бизнес, то по этим показателям Россия лидирует. Но это не должно успокаивать, потому что при формальных хороших показателях могут присутствовать и неформальные. Если бы исследование было расширено, в частности, по методике, которую используют для оценки количества дней и денег, которые требуются для дополнительного регулирования различного рода административных хлопот, связанных с проверками разного рода и т.д., то, возможно, картина была бы чуть хуже. Но нельзя исключать, что и в других странах по этим же параметрам нашлись какие-то проблемы. Поэтому предпринимательская среда формально улучшается, но есть много неформальных обстоятельств: враждебные захваты малых и средних предприятий крупными компаниями; не всегда справедливые решения судов, которые часто действуют по заказу; многочисленные проверки, которые продолжают быть таковыми, невзирая на издание два с половиной года назад специального закона.

Но малый и средний бизнес не сравнивает условия ведения бизнеса в России и в других странах Восточной Европы, поскольку он не может себе позволить перетечь из России в Венгрию или Польшу, для него существуют довольно строгие ограничения – он работает там, где «прописан». Поэтому идет сравнение с прошлым, и в этом смысле, есть улучшение. Но по сравнению с желаемым состоянием, мы еще не достигли необходимого уровня в силу наличия проблем, о которых я говорил: теневого административного давления, коррумпированности и засилия чиновников (особенно в регионах).

Еще один вывод Всемирного банка – капитализация российского рынка могла бы вырасти на 50%, если бы компании давали инвесторам больше информации о своих собственниках и повысили уровень корпоративного управления. Как относиться к этому выводу, разве это главный фактор для повышения капитализации рынка?

Что касается иностранных инвесторов и инвесторов, которые вкладываются в компании через фондовый рынок, то, безусловно, повышение прозрачности компании, включая информацию о ее конечных собственниках в тех случаях, когда прямыми участниками акционерных обществ являются оффшоры, повышает привлекательность соответствующих компаний, что позволяет инвесторам (в том числе, иностранным) инвестировать с большим основанием. Но в то же время в российских компаниях в силу причин, которые после дела ЮКОСа стали для многих очевидными, излишняя прозрачность иногда чревата проблемами. По этой причине начинают преобладать закрытые сделки вместо публичного размещения акций, а структура бизнеса не становится более простой и прозрачной. Сейчас есть другие источники привлечения капитала (до последнего времени облигационные займы были более простым способом выхода на рынок и публичного размещения акций), - кредитные схемы вместо IPO и публичного листинга на бирже и т.д. с учетом дешевизны кредитных ресурсов на западных рынках, когда под кредит требуется какое-либо обеспечение, а вовсе не прозрачная структура заемщика. В силу этих обстоятельств сдвига пока нет, но когда нужда заставит, акционерные формы привлечения капитала, в том числе, публичное их размещение станут основными. Когда не будет опасений, что повышенная прозрачность чревата проблемами с правоохранительными органами, тогда пожелания Всемирного Банка могут быть выполнены. Пока жесткой нужды повышать прозрачность и качество корпоративного управления в надежде на привлечение капитала нет. Можно другими способами привлечь капитал.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.095 сек.
Яндекс.Метрика