![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Чему не учат в бизнес-школахЧарльз Хэнди Источник: Элитариум добавлено: 30-08-2005
просмотров: 9144 Не так давно я присутствовал на собрании старших руководителей самых разных европейских фирм. Присутствующим предложили составить повестку дня, указав наиболее важные для будущего их компаний аспекты.
Для некоторых животрепещущим вопросом оказался технологический прогресс: как быстро нужно двигаться, чтобы устоять на ногах в мире технологий с его скачкообразным ритмом? Хорошо ли совместное проведение исследований или плохо? Куда ведут нас технологии и наука, если они вообще куда-нибудь ведут? Еще были затронуты демографические аспекты. Откуда взять молодых и одаренных сотрудников, если одна только компания Olivetti может нанять всех инженеров-электронщиков, окончивших все европейские университеты в этом году? Будут ли члены ЕС продолжать воровать таланты друг у друга или начнем импортировать их из бедных стран Европы, а также Индии, Азии и Африки? Менеджеры согласились, что все большую роль в фирмах будут играть женщины и что для их привлечения и удержания в традиционные рабочие порядки нужно вносить изменения, но какие именно, никто толком не знал. Кроме того, высказывались опасения, что удержать в организации действительно талантливых работников, независимо от их пола, будет все сложнее. Вне организации таким людям живется свободнее и легче. Жизнь менеджера интересна и требует большой отдачи, но почти не оставляет ни времени, ни энергии на все остальное. Как сказал один из руководителей: «Моя главная забота — это я сам; я хочу жить другой жизнью и не знаю, с чего начать». Отдельных участников беспокоили более приземленные вопросы, например, как управлять альянсами, совместными предприятиями и второстепенными долями в капитале, из которых по большей части состоят их корпорации. Поднятые проблемы интересовали и меня, и еще я был удивлен, что в учебных курсах известных мне бизнес-школ они представлены мельком. Так что же, школы бизнеса не имеют представления о бизнесе? Не то чтобы совсем, но ориентация у них иная. По большей части, они занимаются с представителями нижней половины ступенек корпоративной лестницы, когда те готовят себя к карьерам менеджеров за рамками их базовых специальностей. Программы и курсы поэтому ориентированы — и это правильно — внутрь организации или на ее непосредственных контрагентов: покупателей, поставщиков, финансистов. Однако по мере продвижения вверх по карьерной лестнице взгляды и круг задач менеджера изменяются. Внутренняя жизнь организации по большей части если не управляема, то хотя бы объяснима. Вряд ли кто-то из топ-менеджеров поднялся до своего уровня, не став достаточно компетентным специалистом. И тут на первый план для него выходят проблемы за пределами организации, проблемы, находящиеся вне его контроля. Было бы здорово, если бы кто-нибудь открыл бизнес-школу и рассказывал там о вещах, которым в обычных школах бизнеса не учат. Однажды я предложил одному из наших старейших университетов создать факультет по обучению старших менеджеров деталям деятельности организаций и бизнеса на высшем уровне. Так можно было бы преобразовать проблему в выгодную возможность, помочь слушателям разобраться в вещах, выходящих за рамки повседневной деятельности компании, таких как международная политика, европейская история, новое научное мышление, демография и феминизм, вплоть до современных религии, этики и философии. Менеджеры, сказал я, прекрасно разбираются в теории бизнеса, но настолько заняты на работе, что забывают о более широком круге вопросов — в лучшем случае на скорую руку перехватывают статью-другую из журнала «Economist». Иными словами, ближе к вершине для решения совершенно нового спектра проблем им необходимы творческие, концептуальные навыки. В учебниках по менеджменту решений этих проблем они тоже не найдут. Как отметил Питер Друкер, лучший учебник по управлению стратегическими альянсами — это принадлежащая перу У. Черчилля биография герцога Дж. Мальборо. Университетские деятели весьма скептически отнеслись к моим предложениям. Раньше никто ничего подобного не делал. Действительно не делал, но и мир не менялся столь стремительно и столь непоследовательно. Многое из того, что придется выполнять высшим руководителям и их фирмам, тоже никто никогда не делал. А сами они к этому не готовы. Если они хотят спокойно войти в будущее, им необходимо уже сейчас знакомиться с новыми мирами, новыми людьми, выслушать их идеи. В конце концов, это обычные мужчины и женщины, живущие напряженной насыщенной жизнью. Если верить исследованиям, на работе они проводят в одиночестве не более десяти минут подряд. У них нет времени на размышления, даже если они знают, о чем им следовало бы задуматься и с чего начать. Японцы верят в восходящую кривую обучения: чем старше мы становимся, тем больше мы должны учиться, слушать и думать, потому что проблемы становятся сложнее, а мы — медлительнее. В свое время в Британии бытовало мнение, что учеба заканчивается в 16 лет, максимум в 21 год. Такое отношение начало, наконец, изменяться, и все же мы должны помочь людям познакомиться с другими мирами прежде, чем они начнут менять свой собственный. Не исключено, что всем, кто добрался или подбирается к корпоративным вершинам, стоит отучиться семестр в университете, познакомиться со всеми учебниками, размышлениями и рассуждениями, которые прошли мимо них в молодости. Я бы не стал называть их студентами; более того, я бы назначил их преподавателями и поручил вести еженедельные семинары, поскольку на собственном опыте знаю, что лучший способ усвоить нечто — попытаться научить других. Так что любой университет, который решится пригласить столь опытных «абитуриентов», только выиграет. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|