19 августа 2019 г. Понедельник | Время МСК: 14:45:40
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Аренда сотрудников

Чтобы сэкономить на налоге



Юрий Леонов
Источник: Журнал "Двойная запись"
добавлено: 20-06-2006
просмотров: 14206
Аутстаффинг, приобретающий все большую популярность у российских компаний, позволяет не только решить производственные проблемы, но и снизить налоговую нагрузку. Однако желающие выгадать на ЕСН должны знать о моментах, которые могут вызвать спор с налоговиками.

Выбор партнера

Вывод персонала за штат компании и оформление на работу в специализированном агентстве - провайдере, часто называемый аутстаффингом, позволяет сэкономить на налогах. Сотрудники, как обычно, ходят на работу в прежнюю компанию, но не числятся в ней. Поэтому начислять ЕСН на выплаты такому персоналу не надо.

Ключевой вопрос - наличие потенциального арендодателя, которым может стать привлеченная либо созданная заинтересованная организация, обладающая налоговой льготой. К таким, например, относятся фирмы в собственности общественных организаций инвалидов. Они не платят ЕСН на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ. Однако предложений от таких организаций не так много, поэтому проще воспользоваться услугами компании, переведенной на упрощенную систему налогообложения. Такие организации не являются плательщиками соцналога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ.

Работа с «упрощенцем»

Доля организаций во вновь создаваемой фирме на УСН не должна превышать 25 процентов (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Поэтому надо зарегистрировать организацию на физическое лицо, аффилированное с владельцами или руководством основной компании. Но этот человек не должен являться менеджером основной организации, иначе фирмы могут быть признаны взаимозависимыми в соответствии с пунктом 1 статьи 20 НК РФ. Объектом налогообложения лучше выбрать «доходы минус расходы». В этом случае затраты на оплату труда будут уменьшать налоговую базу.

Сотрудничество с «упрощенцем» налагает на компанию, желающую воспользоваться преимуществами аутстаффинга, и другие ограничения. Так, средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не может превышать 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Это создает затруднение для крупных компаний, у которых работников больше в несколько раз. Им придется оформлять договоры с несколькими «упрощенцами», а это может вызвать недовольство налоговиков. Напомним, что вывод персонала в организацию на УСН был предъявлен экс-владельцу «ЮКОСа» Михаилу Ходорковскому как один из пунктов обвинения в уклонении от уплаты налогов. А раз прецедент уже создан, не исключено, что и другие компании могут столкнуться с подобными подозрениями со стороны проверяющих.

К тому же персонал может негативно отнестись к предложению перейти из крупной и известной компании на работу в мелкое предприятие без имени. Хотя бы номинально.

Юлия Краснова, директор департамента налогового планирования ЗАО «НАЛОГОВЫЙ КОНСУЛЬТАНТ»:

- Некоторые фирмы стремятся минимизировать налоги, арендуя персонал у организации-«упрощенца». Но им придется решить организационные вопросы и быть готовыми к неодобрению налоговых органов. Крупным предприятиям потребуется создавать не одну фирму-«упрощенца», а несколько, так как в такой фирме численность персонала не может превышать 100 человек. Возможно, не все сотрудники захотят быть «переведенными» в маленькую неизвестную фирму. И самое главное, государственные органы не всегда воспринимают схемы минимизации налогообложения как законные, поэтому есть вероятность судебных споров. Скажем, потребуют доказать, что расходы на аренду персонала экономически обоснованны. А сэкономить удастся только на налогах, так как сама зарплата сотрудников после перевода в фирму-«упрощенца» останется прежней.

Заключение договора

После перевода сотрудников в новую организацию необходимо заключить с ней договор о предоставлении персонала. Гражданским кодексом РФ такой договор не предусмотрен, поэтому необходимо разработать его форму и все условия самостоятельно. К составлению договора надо отнестись очень внимательно - он может оказаться весомым аргументом в споре с налоговиками.

В договоре надо указать, что все обязанности по охране труда и технике безопасности, а также по обеспечению работников спецодеждой подробности и прочими необходимыми вещами берет на себя арендодатель. Он также выплачивает все компенсации и гарантии, предоставленные работникам законодательством. Чем больше обязанностей по договору вы возложите на арендодателя и чем больше прав возьмете сами, тем лучше.

Также по договору надо предусмотреть оплату услуг «упрощенца». Ее лучше предусмотреть как все выплаты сотрудникам плюс взносы в ПФР и на страхование от несчастных случаев плюс небольшая норма прибыли (например, 10 процентов). Можно, конечно, оговорить фиксированную сумму, но первый вариант, по нашему мнению, удобнее.

Налоговые последствия

Переведя персонал на контракт к провайдеру, единый социальный налог платить не надо. Тем не менее «упрощенец» обязан перечислять взносы в Пенсионный фонд РФ (14%) и на страхование от несчастных случаев (от 0,2% до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска).

ЕСН при общей системе налогообложения составляет 26 процентов (без учета регрессии), а взносы в ПФР - 14 процентов. Поэтому экономия составит 12 процентов. Но при этом надо учитывать, что и ЕСН, и взносы на пенсионное страхование уменьшают налогооблагаемую прибыль организации. То есть, выплачивая соцналог, фирма в то же время снижает налог на прибыль на сумму ЕСН - 24%.

Снижает налогооблагаемую прибыль и вознаграждение по аутстаффингу в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Соответствующие разъяснения были даны и налоговыми органами (например, письмо УФНС по г. Москве от 2 сентября 2005 г. № 20-12/62487.1). А у организации-«упрощенца» эта сумма увеличивает базу по единому налогу, который составляет 15 процентов.

Причем чем больше размер заработной платы сотрудника, тем выгоднее к нему применять эту схему. Ведь ставка взноса в Пенсионный фонд РФ растет быстрее, чем ставка ЕСН. А при зарплате более 600 000 рублей нарастающим итогом с начала года взнос в ПФР вообще фиксированный и остается в размере 41 650 рублей.

Пример

ООО «Крокус» намерено реализовать схему с аутстаффингом. У компании имеется управление логистики, работников которого фирма хочет вывести за штат. Зарплату этим сотрудникам фирма уплачивает в размере 315 000 руб. Для простоты вычислений будем считать, что ставка ЕСН для всех выплат этим работникам составляет 26 процентов, взносы в ПФР - 14 процентов, а на страхование от несчастных случаев - 0,2 процента.

Выплаты без применения схемы с «упрощенцем».

За год зарплата начислена в размере 3 780 000 руб. (315 000 руб.x12 мес.), соцналога выплачено на сумму 982 800 руб. (3 780 000 руб.x26%), а взносов на страхование от несчастных случаев - 7560 руб. (3 780 000 руб.x0,2%).

Бухгалтер ООО «Крокус» перечислит ЕСН и взносы по травматизму в общей сумме 990 360 руб. (982 800 + 7560).

Выплаты с применением схемы с «упрощенцем».

Создается ООО «Набат», работающее на УСН. Объект налогообложения - «доходы минус расходы». Туда переводятся все сотрудники отдела логистики. Плата за предоставление персонала по договору устанавливается в размере 450 000 руб. в месяц.

Для ООО «Крокус» выплаченная арендная плата будет уменьшать налог на прибыль за год на 1 296 000 руб. (450 000 руб.x24%x12 мес.).

Доходы ООО «Набат» будут равны 5 400 000 руб. (450 000 руб.x12 мес.), расходы на оплату труда - 3 780 000 руб. (315 000 руб.x12 мес.). Взносы в Пенсионный фонд РФ будут составлять 529 200 руб. (3 780 000 руб.x14%), а на страхование от несчастных случаев - 7560 руб. (3 780 000 руб.x0,2%).

Прибыль общества составит 1 083 240 руб. (5 400 000 - 3 780 000 - 529 200 - 7560). Поэтому единый налог фирма заплатит в размере 162 486 руб. (1 083 240 руб.x15%).

В итоге выплаты ООО «Набат» в бюджет составят 699 246 руб. (529 200 + 7560 + 162 486).

Итак, при первом варианте налогов в бюджет (включая ЕСН) будет уплачено 990 360 руб., а во втором - 699 246 руб.

О выгодах аутстаффинга и тонкостях работы с провайдером вы можете прочитать в печтаной версии журнала «Двойная запись» №6 за 2006 г

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.204 сек.
Яндекс.Метрика