21 сентября 2019 г. Суббота | Время МСК: 16:15:12
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Оборот российского рынка бизнес-сувениров растет



Сергей Алексеев
Источник: 4pMARKETING
добавлено: 13-02-2008
просмотров: 15175
Рынок сувенирной продукции в России, по оценкам экспертов, является одним из самых динамично развивающихся, ежегодное увеличение в объеме составляет 30%. Рынок подарков для бизнеса в нашей стране ежегодно увеличивается на 35%. Годовой оборот российского рынка бизнес-сувениров составляет около $ 300 млн.

По мнению специалистов, весьма динамично развивается сейчас рынок рекламно-сувенирной продукции. За последние годы в России сформировалась культура реализации бизнес-сувениров. Потребитель осознал необходимость сувенирной продукции как важного инструмента маркетинговой политики компании, производители и поставщики за счет этого существенно увеличили оборот. Растет число компаний, специализирующихся на сувенирной продукции.

Бизнес-сувениры - это бесплатные подарки, содержащие информацию о компании-дарителе: адрес, телефон, логотип и т.д. Преподношение подарков деловым партнерам является традицией. Этот процесс в развитых странах строго регламентирован.

США стоит на первом месте в мире по производству и потреблению сувенирной продукции. Обычай скреплять деловые отношения подарками и сувенирами зародился в этой стране в середине XIX века, когда коммивояжер одной из страховых компаний прикрепил к своей визитке карманный календарь. Этот обычай прочно вошел в практику мирового бизнеса, благодаря чему сформировалась мощная индустрия сувенирной продукции. О ее масштабах можно судить по количеству сувениров, ежегодно реализуемых в различных странах. Например, в США объем рынка оценивается в $ 20 млрд.

На российском рынке бизнес-сувениры стали появляться в конце 80-х годов, однако устойчивый спрос на них сформировался гораздо позднее. В Москве крупные поставщики бизнес-сувениров стали появляться во времена становления рыночной экономики. Компании, ориентированные на работу с клиентом, были первыми, кто обратил на нее внимание: банки, страховые компании, туристические фирмы, салоны красоты и т.д. Сегодня организации на подарки отводят в среднем 5-10% рекламного бюджета.

В России "сувенирка" уже является самостоятельной отраслью, в ней задействованы тысячи компаний, отличающихся по специализации, размеру и структуре производства. Среди поставщиков и производителей сувениров можно выделить не более трех десятков серьезных компаний. Основные агенты находятся в столице (70% всего рынка представляют столичные компании и 30% региональные). Если же говорить о наполняемости всего рынка, включая мелкие компании и рекламные агентства, то таких можно насчитать порядка 3,5 тыс.

Значение рекламных сувениров для бизнеса возрастает с обострением конкуренции между компаниями: они начинают понимать, какую эффективность имеют подарки, и регулярно приобретают сувениры. Немаловажной в конкурентной борьбе является положительный эмоциональный образ компании. Это также стимулирует спрос на рекламные сувениры, которые в последнее время стали неотъемлемой частью бизнес-культуры. Сегодня считается так: не иметь сувенирной продукции для уважающей себя компании так же неприлично, как не иметь визиток.

В настоящее время наблюдается увеличение спроса и на более дорогие виды деловой подарочной продукции. К этому сегменту относятся так называемые корпоративные подарки (ежедневники, настольные наборы, визитницы, календари, зонты и пр.). Особенностью таких сувениров является то, что они имеют адресное назначение и вручаются деловым партнерам. Заказчику такие сувениры обходятся дороже промо-сувениров, однако коммерческий эффект в этом случае намного выше.

Следующей группой являются vip-сувениры. Она, пожалуй, самая малочисленная, специалисты отмечают рост доли vip-сувениров в общем объеме выполняемых заказов. Стоимость таких vip-сувениров может колебаться от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Получателями таких сувениров являются наиболее важные для компании клиенты. Их статус определяет стоимость подарка и требования к его эксклюзивности.

Количество предлагаемой клиентам сувенирной продукции, многократно превышает имеющийся спрос. Около 90% промо-сувениров ввозится из-за рубежа. Основным поставщиком на мировые рынки является Китай, где расположены производства мирового рынка. В Поднебесной изготавливается более 3 млн. ассортиментных позиций. Но спрос потребителей не удовлетворен в силу его разнообразия. При внешнем изобилии сувенирной продукции на рынке нет большого выбора. Отмечают, что сложно найти что-то оригинальное. Это происходит из-за того, что большая часть продающихся в городе сувениров - оборот складского запаса. Поставщики завозят в большей мере только те позиции, которые пользуются гарантированным спросом. Это позволяет удовлетворять основные потребности рынка. Поэтому возникают сложности с сувенирами, vip-сувенирами, сама идея которых предполагает эксклюзивность и оригинальность.

Заполнить нишу эксклюзивной продукции могли бы российские производители сувениров, но их положение на рынке пока довольно скромное. Обычно это художественные или ремесленные мастерские.

Качество продукции этих мастерских высокое, но их производственные возможности не позволяют пока покрыть имеющийся спрос. К сожалению, отечественные компании конкурировать с импортом в сфере массового производства сувениров пока не могут. В основном, в России производятся небольшие тиражи. В большинстве случаев в России выполняется только нанесение на изделие логотипа заказчика. В результате на рынке сувенирной продукции складывается ситуация, когда большой разницы в ассортименте различных продавцов нет, даже если они работают с разными каталогами. Самой значительной проблемой для участников рынка называют обозначение конкурентных преимуществ. При однообразии ассортимента важнейшим из них становится уровень сервиса. В этой ситуации небольшие рекламные агентства оказываются в более выгодном положении - в силу своей возможности больше внимания уделить клиенту. Пока спрос на сувенирную продукцию увеличивается параллельно с ростом экономики, а обострение конкуренции на рынках заставляет компании постоянно увеличивать свои рекламные бюджеты. По мнению специалистов, в Европе и Китае производители деловых сувениров сейчас "воюют" уже не сколько за рост своих рынков, сколько за сохранение их объемов.

На нашем рынке можно увидеть общероссийскую тенденцию. С одной стороны, экономический рост и возрастание рекламных бюджетов фирм создают благоприятные условия для развития рынка подарков. С другой стороны, очевидными становятся его недостатки: в большей степени предложение увеличивается численно, а не качественно; потребителям предлагают широкий ассортимент однотипного продукта. Отчасти это противоречит самой идее бизнес-подарков - сувенир должен выделить фирму на фоне своих непосредственных конкурентов.

В Москве продается более половины всех бизнес-сувениров в России. В столице распространением бизнес-сувениров занимаются около 1500 компаний. В Санкт-Петербурге продается около 1/3 всех бизнес-подарков в России, их распространением здесь занимаются примерно 500 организаций. В настоящее время рынки оформились структурно, их участники четко делятся на группы.

К первой группе относятся поставщики, ввозящие в Россию подарки, которые представлены в крупнейших европейских каталогах (The Catalogue, Gifts, Arco, Promotion Tops, ITD и другие). Относительно малую часть этой группы составляют организации, которые поставляют подарки под заказ. Крупнейшие игроки рынков еще несколько лет назад начали организовывать на территории города собственные запасы на складах. Это позволяет значительно уменьшить сроки выполнения заказа. Таких организаций в Санкт-Петербурге немного, но именно они определяют лицо рынка: "АртКрафт Подарки и Сувениры", "Амбер - королевство сувениров", "Эльга", Gradi. Некоторые из них начали делать собственные каталоги. К их числу относится система каталогов "Проект 111"("Амбер - королевство сувениров"), каталог "Радар" (Gradi) и каталог SALES OFF (ArtCraft). Заметим, что такие игроки зачастую не работают с конечными потребителями, а предпочитают действовать при помощи дилеров.

Дилеры формируют вторую группу участников рынка российской сувенирной продукции - в основном это рекламные агентства, одни из которых работают исключительно с крупным поставщиком, другие - ищут подарочную продукцию под определённый заказ на разных складах или перекупают ее у других рекламных компаний.

Кроме разделения по видам игроков, большое влияние оказывает продуктовая сегментация. Подарки принято делить на 3 типа. Самым динамично развивающимся, по общему признанию, является сегмент промо-сувенирной продукции. К этой группе относится самая дешевая продукция (ручки, брелоки, зажигалки, и прочее), обычно раздающаяся посетителям выставок. По разным оценкам, на промо-сувенирную продукцию приходится от 40 до 60% общего объема рынка. Эта продукция заказывается круглогодично, так как ручки, зажигалки, брелоки и прочее с логотипом необходимы для фирмы практически каждый день. С недавних пор наблюдается тенденция роста спроса и на более дорогие виды деловой сувенирной продукции. К такому сегменту относят так называемые корпоративные подарки (ежедневники, фотоальбомы, настольные наборы, визитницы, зонты и прочее). Третьей группой являются vip-подарки. Она, пожалуй, самая маленькая, и сейчас идет только ее формирование - специалисты отмечают увеличение доли vip-подарков в общем объеме выполняемых заказов. Цена такого сувенира может колебаться от нескольких сотен до нескольких тысяч "американских рублей". Адресатами таких подарков являются наиболее серьёзные и важные для фирмы клиенты. Их статус определяет цену сувенира и особые требования к его эксклюзивности и оригинальности.

Российский потребитель разнообразием рекламных сувениров пока не избалован, и это делает Россию привлекательным рынком сбыта для западных игроков. Крупные европейские компании уже не один год создают инфраструктуру для входа на наш рынок. Поскольку этот рынок интересен иностранным поставщикам, это может повысить уровень конкуренции. Судьба компаний будет зависеть только от того, как быстро и точно они будут реагировать на запросы заказчиков сувенирной продукции. Поставщики сувениров стараются найти несколько супер-позиций в сезон. Дополнительно готовится задел: в свой ассортимент помещают сувенирную продукцию, которая на данный момент покупаться не будет, но она должна отлежаться, задать моду. Интерес, так же как и спрос, к безнес-сувенирам с каждым днем становится все больше. Это служит стимулом для развития рынка этой продукции. Скорость его развития идет параллельно со скоростью развития рынка рекламы.

По прогнозам специалистов, существуют еще немалые резервы для роста российского рынка бизнес-сувениров. В ближайшее время при сохранении темпов он вырастет еще на 10%. Если рынок будет развиваться с такой же скоростью, уже к 2012 г. его объем может превысить $1 млрд.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.255 сек.
Яндекс.Метрика