17 августа 2022 г. Среда | Время МСК: 00:31:09
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Опыт постановки управленческого учета в промышленно-строительном холдинге



Гоменюк Владимир
Источник: Журнал "Финансовый директор"
добавлено: 09-04-2008
просмотров: 40750

Опыт постановки управленческого учета в промышленно-строительном холдинге«Вопросы  постановки управленческого учета на предприятии и в группе предприятий (холдинге) сегодня звучат остро и очень часто.  Проблема связи бухгалтерского и управленческого учета, поиск эффективных путей его организации на предприятиях различных отраслей  волнует многих специалистов.  Как на практике выстроить систему управленческого учета, как обеспечить менеджеров информацией для  эффективного управления бизнесом?  Как теорию об управленческом учете применить на практике  конкретного предприятия и при этом  не утонуть в информационных потоках? Как сделать так, чтобы выгоды от информации не превышали затраты, понесенные для сбора этой информации, чтобы информация была актуальная, реальная и своевременная? Какая роль в данном процессе финансового директора?

Каждое предприятие самостоятельно решает эти задачи, порой успешно, порой не совсем.

Можно посоветовать книги «Управленческий учет» авторов  Ч. Хорнгрен,  Дж. Фостер, Ш. Датар, «Настольная книга финансового директора»  Стивен Брег, можно использовать накопленный практический опыт других предприятий.

Вашему вниманию предлагается статья об опыте постановки системы управленческого учета в промышленно-строительном холдинге ПСК «Пулково», в том числе и предприятий входящий в его состав».

С уважением, Гоменюк Владимир,
Финансовый директор ПСК «Пулково», город Санкт-Петербург.

В процессе развития бизнеса у менеджмента компаний возникает потребность в дополнительной  информации, необходимой для управления как всем бизнесом, так и отдельными бизнес-процессами. По мере того, как предприятия росли и разорялись, предприниматели учились на ошибках, термин “управленческий учет”, еще совсем недавно существовавший в России только в теории, начал входить в моду. Однако чем он отличается от бухгалтерского  учета, как они могут дополнять друг друга,  многие не разобрались и по сей день.

Важным отличием управленческого учета от бухгалтерского является отсутствие какого-то единого стандарта. Любая компания имеет свои цели, приоритеты, интересы, ценности, корпоративную культуру и традиции, которые отличаются от аналогичного набора атрибутов на других предприятиях. К тому же у каждого предприятия свои структура бизнес-процессов, организационная структура, особенности управления бизнесом, свои  технологические проблемы.

Тем не менее, в менеджменте и, как следствие, в управленческом учете сформировались определенные принципы и подходы, эффективность которых почти ни у кого не вызывает сомнения.

Прежде всего, необходимо понять, что управленческий учет – это комплексная система идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и представления информации, необходимой заинтересованным внутренним пользователям для осуществления планирования, оценки и контроля хозяйственной деятельности. Другими словами - это оперативная информация в режиме on-line для внутренних пользователей организации (директоров, менеджеров, бухгалтеров, акционеров) с элементами аналитики.

Важная роль в формировании основных принципов управленческого учета отводится финансовому директору Компании, как ответственному за вопросы разработки систем  обеспечения финансирования стратегического курса, разработку и совершенствование   системы оценки  и контроля деятельности Компании, поступление оперативной и точной информации из подразделений для принятия управленческих решений.

В Промышленно-строительной корпорации «Пулково», по мере развития бизнеса, пришли к пониманию, насколько необходим и как должен быть организован управленческий учет, после чего приступили к его внедрению на практике.

Справка:

  ПСК «Пулково»  выполняет весь комплекс работ по проектированию, производству и строительству промышленных и коммерческих зданий с использованием металлоконструкций и сэндвич-панелей.  Основу корпорации составляют ОАО «Аэропортстрой» с заводом металлоконструкций и ЗАО «Петропанель», завод по производству стеновых и кровельных сэндвич-панелей. В состав ПСК «Пулково» также входит ООО «Петропанель», производящее  противопожарные двери, металлопластиковые окна и двери.

Сегодня генподрядная компания ПСК «Пулково» -  крупный холдинг с современным проектным бюро и базой стройиндустрии, размещенной на территории площадью более 11 гектаров. В корпорации трудятся более 650 человек. Объем выполненных работ составляет 3 млрд. рублей.

1. Общие принципы ведения управленческого учета

Целью управленческого учета является обеспечение процесса управления производством, экономикой и финансами необходимой информацией о деятельности Компании и минимизации рисков в процессе производственно-финансовой деятельности.

Основными задачами управленческого учета является обеспечение информацией менеджеров  об объектах учета для принятия управленческих решений, контроля исполнения управленческих решений, планирования, анализа и оценки деятельности. Содержание задач применительно к конкретным объектам учета раскрывается в разработанных отдельных стандартах управленческого учета Компании.

Совокупность объектов учета имеет иерархическую структуру.

К объектам учета первого уровня относятся:

  • объекты, характеризующие структуру ресурсов Компании и источники их формирования на определенный момент времени – активы, обязательства, капитал;
  • объекты, характеризующие результат использования ресурсов Компании в хозяйственной деятельности за определенный период времени – доходы, расходы.

Объектами учета второго уровня являются виды (подвиды) объектов учета первого уровня. Объекты учета третьего уровня – виды (подвиды) хозяйственных операций, в которых участвуют объекты второго уровня. Состав и степень детализации объектов учета второго и третьего уровня определяется в стандартах управленческого учета Компании.

Информация, формируемая управленческим учетом, обязана отвечать следующим требованиям:

  • Достоверность. Информация об объектах учета должна отражать их реальное состояние и движение в такой степени, чтобы быть пригодной для управления ими. Достоверность информации обеспечивается установлением связи между фактическим управленческим и бухгалтерским учетом, а также ведением оперативного учета по определенному перечню объектов.
  • Полнота. Информация должна быть достаточной для решения задач управления экономикой и финансами. Полнота информации обеспечивается за счет определения состава объектов управленческого учета и признаков аналитики в стандартах управленческого учета Компании.
  • Целесообразность. Управленческий учет обеспечивает формирование только существенной для целей управления информации, необходимой конкретным пользователям учетной системы. Показатели, предоставляемые пользователям системы, взаимосвязаны с целями деятельности Компании, а также ответственностью конкретных менеджеров за их достижение.
  • Целостность. В учетной системе не должно происходить потерь данных, нужно обеспечить взаимосвязь баз данных управленческого учета, сопоставимость учетной информации с данными бухгалтерского учета. Целостность данных обеспечивается двойной записью всех хозяйственных операций и правил соответствия планов счетов управленческого и бухгалтерского учета.
  • Понятность. Данные, представленные в управленческой отчетности, должны быть понятны пользователям.
  • Своевременность. Информация управленческого учета должна своевременно предоставляться менеджерам Компании к сроку принятия решений, проведения плановых, контрольных, аналитических, оценочных процедур. Своевременность обеспечивается автоматизацией учетного процесса, идентификацией признаков аналитики при регистрации данных, регламентацией документооборота и оборота данных в учетной системе.

2. Нормативное регулирование управленческого учета

При разработке нормативных документов управленческого учета Компании приняты во внимание особенности ее хозяйственной деятельности и организация управленческих процессов; а также требования:

  • менеджмента к формированию информации, необходимой для управления;
  • внутренних нормативных документов Компании, в частности, по планированию, контролю, бухгалтерскому учету, анализу;
  • нормативных актов Российской Федерации.

Система нормативного регулирования управленческого учета включает в себя следующие документы:

  • Общий Стандарт (Положение)  об управленческом учете в Компании (в дальнейшем Стандарт УУ) устанавливает общие требования и определяет принципы построения системы управленческого учета.
  • Отдельные Стандарты управленческого учета, определяющие методические требования к ведению управленческого учета по отдельным группам объектов, либо к выполнению определенных процедур управленческого учета (документооборот и оборот данных, обработка данных, составление отчетности и др.). Стандарты управленческого учета разрабатываются с учетом требований Общего Стандарта УУ.
  • Классификаторы объектов управленческого учета, справочники признаков аналитики по классификационным группировкам. Классификаторы и справочники включены в Приложения к Стандартам управленческого учета.
  • Инструкции ответственных исполнителей и пользователей учетной системы, регламентирующие выполнение ими конкретных операций при работе с учетной системой

Система управленческого учета в Компании формализована в виде стандартов,  основными из которых являются:

 -   Положение  о системе управленческого учета;

 -   Схема бухгалтерского  (финансового), налогового и управленческого документооборота на предприятии;

 -   Учетная политика Компании для целей бухгалтерского и налогового учета;

 - Положение о внутреннем нормативном регулировании производственно-финансовой деятельности ПСК «Пулково» и предприятий входящих в корпорацию;

 -   Положение об  учете обязательств и платежных средств;

 -   Положение о казначействе Компании;

 -  Схема движения документов  для начала организации производства готовой продукции и комплектации;

- Регламент финансово-хозяйственной деятельности и формирование отчетности о выполнении планов;

- Положение о порядке инициировании и утверждении инвестиционных проектов
и проектов капитальных вложений;

 -   Порядок приемки на склад, складирование и отпуск со склада сырья, материалов и комплектующих изделий;

 -  Договоры: порядок заключения, согласование, рассылки и хранения;

 - Структура, центры финансовой ответственности, производственно-финансовые показатели  бизнес - направлений, служб и ответственных лиц Компании;

 -  Альбом типовых учетных и отчетных форм Компании.

3. Структура управленческой учетной подсистемы

В структуре учетной (учетно-аналитической) системы Компании выделяются бухгалтерская, налоговая и управленческая подсистемы. Управленческая учетная подсистема включает в себя подсистемы фактического учета и оперативного учета.

3.1. Фактический управленческий учет

Ведется по всей совокупности объектов учета на основе статей управленческого учета. Он обеспечивает целостность данных и возможность сопоставления с данными бухгалтерского учета.

Для этого в учетной системе обеспечивается синхронность и тождественность по стоимостным характеристикам всех записей на счетах бухгалтерского учета и статьях управленческого учета. Порядок ведения фактического управленческого учета устанавливается Стандартами управленческого учета и другими стандартами Компании.

3.2. Оперативный учет

Ведется по отдельным видам хозяйственных операций. Он нужен для получения информации об объектах учета с более высокой оперативностью, чем это позволяет порядок регистрации в подсистеме фактического учета и бухгалтерской подсистеме.

Сбор данных осуществляется на основании первичных документов оперативного учета в порядке, установленным Стандартом  УУ. На основе данных о хозяйственных операциях, по которым ведется оперативный учет, формируются обособленные регистры (базы данных) оперативного учета.

Виды операций, по которым ведется оперативный учет, а также порядок его ведения определяются стандартами управленческого учета. В соответствии с данными стандартами информация оперативного учета может быть использована для составления первичных документов фактического учета и перенесена на контрольные счета.

4. Связь управленческого и бухгалтерского учета

Связь данных управленческого и бухгалтерского учета устанавливается на стадии формирования баз данных подсистемы фактического учета. Данные первичных документов о стоимостных характеристиках объектов учета подлежат одновременной регистрации в бухгалтерской учетной подсистеме и подсистеме фактического учета.

Набор признаков аналитики для управленческого учета, подлежащих идентификации, определяется на основании кодов счетов бухгалтерского учета.

Методики ведения управленческого учета по отдельным счетам устанавливаются стандартами управленческого учета.

В случае внесения изменений во внешние и внутренние нормативные акты, регламентирующие ведение бухгалтерского учета в Компании и оказывающие влияние на процедуры управленческого учета, должны быть внесены соответствующие изменения в стандарты управленческого учета.

5. Основные правила ведения управленческого учета

5.1. Сбор данных

Основанием для отражения информации в учетной системе являются первичные документы, которые содержат информацию об объектах учета.

В качестве первичных документов в подсистеме фактического учета признаются:

  • первичные документы бухгалтерского учета, установленные внутренними нормативными документами по бухгалтерскому учету, на основании которых осуществляется ввод данных в бухгалтерскую учетную подсистему;
  • отчеты ответственных исполнителей, установленные стандартами управленческого учета, сопровождающие первичные документы бухгалтерского учета.

Если первичный документ бухгалтерского учета, используемый для ввода данных в бухгалтерскую учетную подсистему, содержит полную информацию об объекте учета, необходимую для целей управленческого учета, он же является основанием для ввода данных в управленческую учетную подсистему.

Если первичный документ бухгалтерского учета, используемый для ввода данных в бухгалтерскую учетную подсистему, не дает полной информации об объектах управленческого учета, он должен быть дополнен отчетом ответственного исполнителя, детализирующим учетную информацию. В этом случае информация в управленческой учетной подсистеме отражается на основании отчета ответственного исполнителя, а в бухгалтерской учетной подсистеме – на основании первичного документа бухгалтерского учета.

Итоговые данные отчета ответственного исполнителя должны соответствовать итоговым данным первичного документа бухгалтерского учета, сопровождаемого данным отчетом. Требования к конкретным отчетам ответственных исполнителей устанавливаются стандартами управленческого учета, регламентирующими учет по отдельным группам объектов.

В качестве первичных документов управленческого учета в подсистеме оперативного учета выступают:

  • первичные документы бухгалтерского учета, которые непосредственно не используются для ввода данных в бухгалтерскую учетную подсистему, а являются источниками информации при составлении отчетов ответственных исполнителей и первичных документов бухгалтерского учета, предназначенных для ввода данных в бухгалтерскую учетную подсистему;
  • первичные документы оперативного учета, установленные стандартами управленческого учета, другими внутренними нормативными документами Компании (табели учета рабочего времени, требования-накладные на отпуск материалов, путевые листы, отчеты производственного отдела, акт о выпуске готовой продукции  и другие аналогичные документы).

Первичные документы подсистемы оперативного учета являются основанием для регистрации информации в регистрах оперативного учета. С учетом особенностей хозяйственных операций, отдельные первичные документы подсистемы оперативного учета могут сами выполнять функции регистров оперативного учета. Ведение регистров оперативного учета может осуществляться в ручном, либо автоматизированном режиме.

Первичные документы управленческого учета должны содержать поля для ввода идентификационных кодов и статей признаков аналитики, идентификация которых осуществляется до поступления первичного документа в центр регистрации, где данные первичного документа вводятся в учетную систему. Идентификация признаков аналитики осуществляется посредством указания кодов и статей управленческого учета в первичных документах. В процессе движения документа идентификация признаков аналитики может выполняться несколькими ответственными исполнителями в разных структурных подразделениях Компании.

В том случае, когда первичный документ составляется вне Компании (внешний первичный документ), на него наносится оттиск штампа с полями для ввода идентификационных кодов признаков аналитики, либо к нему прилагается отчет ответственного исполнителя с указанием кодов признаков аналитики для данной операции.

  Полный перечень первичных документов управленческого учета, порядок их движения в Компании, распределение ответственности за идентификацию признаков аналитики между структурными подразделениями и исполнителями устанавливаются стандартами  управленческого учета:

- Схема бухгалтерского  (финансового), налогового и управленческого документооборота  на предприятии;

- Методические рекомендации по составлению отчетности по выполненным строительным работам;

- Методические рекомендации по учету автомобильных перевозок;

- Методические рекомендации о присвоении номеров заказов на предприятии.

5.2. Регистрация информации

Под регистрацией информации понимается совершение записей об объекте учета в учетной системе. В результате регистрации информации формируются базы данных управленческого учета, которые имеют следующий набор обязательных полей:

  • краткое описание объекта (содержания операции);
  • код и статья управленческого учета (в фактическом управленческом учете); с
  • тоимостные измерители операции, содержащиеся в первичном документе;
  •  количественные измерители операции (в том случае, когда в отношении данного объекта ведется количественный учет);
  • признаки аналитики объекта.

Основанием для совершения записей в учетной системе являются первичные документы.

Коды и статьи  управленческого учета Корпорации  разработаны финансовой службой самостоятельно  с учетом  специфики  деятельности, как самой Корпорации, так и всех входящих в холдинг  предприятий.

Статьи  управленческого учета определяются в момент отражения информации в подсистеме фактического учета на основании бухгалтерской проводки и Правил соответствия счетов бухгалтерского учета и статей управленческого учета, установленных  Стандартами Компании. Бухгалтерская проводка определяется правилами бухгалтерского учета, установленными внутренними нормативными актами Компании.

Регистрация информации по счетам проводки, включая признаки аналитики объектов, учитываемых на данных счетах и статьях, может осуществляться разными центрами регистрации. Значения отдельных признаков аналитики могут быть идентифицированы и внесены в учетную систему ответственными исполнителями в структурных подразделениях Компании после ввода данных первичного документа в центре регистрации.

Идентификационные коды признаков аналитики определяются в соответствии со справочниками  классификаторов объектов учета. Выделяются два типа признаков аналитики:

  • признаки, при идентификации которых ответственным исполнителем допускается исключительно выбор одной из множества заранее определенных записей в справочнике;
  • признаки, при идентификации которых ответственным исполнителем допускается как выбор существующей, так и совершение новой записи в справочник с присвоением ей нового идентификационного кода (например, признак «Генподрядчик»).

Если признак аналитики не идентифицируется, соответствующее поле не заполняется. В управленческой отчетности объекты без идентификации по признаку, входящему в отчет, показываются обособленно.

Регистрация информации об объекте управленческого учета считается завершенной, когда в учетной системе определены корреспондирующие счета бухгалтерского учета и (или)  статьи управленческого учета, указаны значения всех обязательных признаков аналитики, предусмотренных классификаторами управленческого учета в отношении данного объекта.

Порядок регистрации конкретных объектов управленческого учета определяется соответствующими стандартами управленческого учета Компании. Состав центров регистрации и ответственных исполнителей, выполняющих функции по регистрации информации, устанавливается стандартами управленческого учета   «Положение  о системе управленческого учета», «Схема бухгалтерского  (финансового), налогового и управленческого документооборота  на предприятии», «Учетная политика Компании».

В том случае, когда порядок регистрации того или иного объекта не определен в стандартах управленческого учета, его регистрация осуществляется бухгалтерией на основании требований бухгалтерского учета и Правил соответствия счетов бухгалтерского и управленческого учета. В исключительных случаях стандартами управленческого учета могут быть определены особые правила регистрации определенных объектов учета, отличные от правил, установленных Общим Стандартом  (Положением)  об управленческом учете в Компании.

5.3. Процедуры обработки информации

Процедуры обработки информации обеспечивают:

  • группировку и перегруппировку данных, зарегистрированных в учетной системе, на основании идентификационных кодов признаков аналитики;
  • расчет показателей, характеризующих объекты управленческого учета, которые не могут быть получены посредством прямого сбора и регистрации информации.

Порядок расчета показателей определяется стандартами управленческого учета. При проведении группировки и перегруппировки данных не допускается изменение остатков на контрольных статьях управленческого учета. Исключением является ситуация, когда процедура обработки данных является источником информации, подлежащей отдельной регистрации в подсистеме фактического учета и бухгалтерской подсистеме (расчет себестоимости, прибыли и т.п.).

Для целей обработки информации могут быть открыты специальные калькуляционные статьи, не включаемые в перечень статей  управленческого учета. На калькуляционных статьях собирается однородная информация об объекте учета, используемая в процедурах обработки информации. Движение информации по калькуляционным статьям осуществляется только при выполнении соответствующих процедур обработки информации. После выполнения процедуры обработки информации калькуляционные статьи должны быть закрыты и не иметь остатка. Порядок открытия калькуляционных статей  определяется стандартами управленческого учета.

Для ведения бухгалтерского и управленческого учета мы используем ERP-систему «1.С. Предприятие. Управление Строительной Организацией 8.1» и  собственные функционалы. В дальнейшем функционалы станут  составляющей частью общей «1.С. УСО 8.1».

6. Формирование управленческой отчетности

6.1. Общие требования к управленческой отчетности

Управленческая отчетность включает в себя необходимую конкретным пользователям информацию, содержащуюся в базах данных управленческого учета, а также полученную в результате выполнения процедур обработки информации. Управленческая отчетность состоит из совокупности отчетов, формируемых учетной системой автоматически и предназначенных для вывода на бумажный носитель.

Отчет управленческого учета включает следующие обязательные элементы:

  • наименование отчета;
  • дату составления отчета;
  • период, за который составлен отчет (за исключением отчетов с информацией на определенную дату);
  • содержательную часть отчета: наименования и значения показателей, характеризующих объект (объекты) учета;
  • наименование ответственного исполнителя (должность, ФИО);
  • подпись ответственного исполнителя.

Отчеты управленческого учета подразделяются на обязательные и дополнительные. Обязательные отчеты составляются на регулярной основе. Состав обязательных отчетов, их пользователи, периодичность составления, форматы содержательной части определяются стандартами управленческого учета.

Указанный в соответствующих стандартах управленческого учета период, за который составляется отчет, является минимальным периодом, за который этот отчет может быть составлен. При возникновении потребности составления отчета за более продолжительный период (укрупнение масштаба), он устанавливается пользователем учетной системы. Формирование отчета осуществляется учетной системой автоматически, при условии, что установленный пользователем период состоит из целого числа минимальных отчетных периодов.

Дополнительные отчеты могут быть построены при возникновении потребности представления данных в виде, не предусмотренном в обязательных отчетах. Формирование дополнительных отчетов выполняется программными средствами, обеспечивающими обработку данных в учетной системе.

6.2. Формы управленческих отчетов

Отчеты управленческого учета могут быть составлены в следующих формах:

  • Служебный отчет учетной системы - полный список операций (оборотная ведомость) за определенный период или на определенную дату. Ограничение состава объектов учета и (или) признаков аналитики производится пользователем учетной системы.
  • Типовой отчет о показателях – отражает фактические значения показателей, зарегистрированных в учетной подсистеме, либо полученных в аналитической подсистеме на определенную дату или за определенный период.
  • Отчет-сравнение – отражает сопоставление значений показателей, входящих в типовые отчеты с контрольными (плановыми, либо базовыми) значениями этих показателей и расчет отклонений. Выбор конкретного показателя типового отчета, для которого необходимо построить отчет-сравнение осуществляется пользователем учетной системы. Возможны два типа сравнений:

-             сравнение фактических и плановых значений показателей;

-             сравнение фактических значений показателя за отчетный и сопоставимый базовый период (требуемый базовый период устанавливается пользователем).

6.3. Учет валюты активов и обязательств при составлении управленческой отчетности

Управленческая отчетность составляется в рублях. Показатели, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России, действующему на дату составления отчета (текущий валютный курс).

В случае составления отчета-сравнения или отчета-мониторинга для устранения искажающего влияния курсовых и суммовых разниц,  показатели за все периоды отражаемые в отчете, подлежат пересчету в рубли по текущему валютному курсу.

7. Ответственные менеджеры

В системе управленческого учета осуществляется формирование информации об объектах учета в разрезе ответственных менеджеров.

Под ответственным менеджером понимается руководитель или иной сотрудник Компании, наделенный полномочиями принимать решения по использованию определенных ресурсов Компании в тех или иных хозяйственных операциях и несущий ответственность за последствия этих решений.

Объем полномочий и ответственности менеджеров раскрывается в стандартах и иных нормативных документах Компании, регламентирующих порядок ведения хозяйственных операций (совершения закупок, проведения ремонтов, осуществления капитальных вложений и др.), в том числе – в должностных инструкциях соответствующих сотрудников.

Стандартами управленческого учета предусмотрено формирование информации по следующим категориям ответственных менеджеров:

  • Ответственный распорядитель – сотрудник Компании, принимающий решения, влекущие за собой возникновение и погашение обязательств и (или) движение платежных средств.

Устанавливается в качестве признака аналитики стандартом «Учет обязательств и платежных средств».

Полномочия:

-            вести договорные отношения с контрагентами в определенной области деятельности Компании (поставщики ресурсов, подрядчики, покупатели, финансово-кредитные организации);

-            акцептовать документы на совершение платежей соответствующим контрагентам в пределах установленного лимита.

Ответственность:

-            за величину обязательств по соответствующим контрагентам;

-            за выполнение лимита платежей.

  • Ответственный исполнитель - сотрудник Компании, отвечающий  за определенный участок работы в соответствии с должностной инструкцией или функциональными обязанностями, не принимающий решения, влекущие за собой возникновение и погашение обязательств и (или) движение платежных средств.
  • Заказчик работ – сотрудник Компании, принимающий решения об открытии заказов на определенные виды работ в соответствии с закрепленным за ним перечнем (капитальный, текущий ремонт основных средств разного вида, транспортные услуги и др.), включая привлечение внешних подрядчиков. Решения заказчика работ влекут за собой возникновение текущих затрат по открытым заказам.

Полномочия:

-            открывать заказ на выполнение работ и определять исполнителя заказа среди подразделений Компании, либо внешних подрядчиков;

-            определять требования к исполнителю по выполнению заказа, включая ограничения по затратам за определенный период времени или определенный объем работ;

-            принимать результат работ по открытым заказам.

Ответственность:

-            за качество выполненных работ по открытым заказам;

-            за выполнение заказов в установленные сроки;

-            за соответствие затрат по заказам установленным лимитам.

  • Заказчик по инвестиционному заказу – сотрудник Компании, принимающий решения об открытии заказов на выполнение определенных работ в рамках плана капитальных вложений, включая привлечение внешних подрядчиков. Решения заказчика по инвестиционному заказу влекут за собой возникновение затрат на капитальные вложения в строительство и монтаж основных средств.

Полномочия:

-            открывать заказ на выполнение работ и определять исполнителя заказа среди подразделений Компании, либо внешних подрядчиков;

-            определять требования к исполнителю по выполнению заказа, включая ограничения по затратам за определенный период времени или определенный объем работ;

-            принимать результат работ по открытым заказам.

Ответственность:

-            за качество выполненных работ по открытым заказам;

-            за выполнение заказов в установленные сроки;

-            за соответствие затрат по заказам установленным лимитам.

Состав ответственных менеджеров устанавливается на основании стандартов и иных нормативных документов Компании, регламентирующих порядок ведения хозяйственных операций, включая должностные инструкции, и приводится в классификаторах к соответствующим стандартам управленческого учета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Управленческая отчетность во многих компаниях формируется в результате сложной процедуры трансформации  данных бухгалтерского учета.

Компромиссный вариант решения проблемы, который идеально подойдет для многих российских компаний, – максимальное сближение бухгалтерского и управленческого  учета, создание единой информационной  базы  и правил для ввода и обработки первичных данных.

 За редким исключением бухгалтерский и управленческий учет оперируют одними и теми же цифрами, но в разной интерпретации.  Если данные учитываются один раз и на их основе строится  бухгалтерский и управленческий учет, нет необходимости держать большой штат сотрудников финансовой службы. Отсутствует также дублирование одних и тех же операций.

 2. Решения менеджмент принимает на основе управленческого учета. В связи с этим необходимы создание и исполнение жестких регламентов ввода первичных данных, регулярные проверки, организация внутреннего документооборота.

При формировании управленческой отчетности необходимо исключить дублирование одних и тех же операций. В данной случае необходимо создать понятные всем участникам процессов методологию и требования управленческого учета, систему ответственности за достоверность сведений и их своевременное формирование.

 3. Управленческий учет не должен быть альтернативой бухгалтерскому учету, но и не должен его заменять.

Бухгалтерский учет – это учет фактически совершившихся действий и операций, но при грамотном использовании его возможностей он должен стать составляющей частью управленческого учета.

 4. Правильно выстроенный управленческий учет - инструмент и для законной оптимизации налогообложения. Мне жаль, что когда говорят об "оптимизации", имеют в виду только "некорректные" или "серые" схемы.

 5. Все системы учета на предприятии необходимо выстраивать так, чтобы воспользоваться полученной информацией в нужное время и в нужных целях, минимизировать трудозатраты по ее обработке, иметь различные источники информации, чтобы информация была оперативной и  реальной.

 6. Финансовый директор должен обеспечить эффективное предоставление и распределение нужной информации, как для принятия управленческих решений, так и для анализа состояния бизнеса. Задача финансового директора – интегрировано соединить финансовую цепочку, информационную цепочку и цепочку корпоративной отчетности.  Информационная цепочка должна обеспечивать  менеджерам безупречную информацию о том,  что происходит внутри Компании.  Внешние инвесторы и другие заинтересованные стороны также должны иметь полную, точную и заслуживающую доверия информацию. Качественная информация позволяет бизнесу функционировать эффективно и обеспечивает прозрачность Компании.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2022, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.276 сек.
Яндекс.Метрика