26 мая 2022 г. Четверг | Время МСК: 04:50:12
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

«...именно это делает наш сервис номером один на рынке он-лайн рекрутмента»

Интервью с Алексеем Захаровым, президентом портала superjob.ru



добавлено: 16-10-2008
просмотров: 7641

Интернет-поиск работы, на Ваш взгляд, окончательно отодвинул на второй план печатные СМИ?

— Если мы говорим о поиске работы людьми с высшим образованием, то это практически всегда именно так. Почти все жители крупных и средних городов до 50 лет с высшим образованием имеют сегодня дома компьютер с выходом в Интернет. Гораздо проще, легче, дешевле включить компьютер и получить информацию там, чем идти покупать газету, тем более что в интернете можно не только найти необходимые вакансии, но и сразу же зайти на сайт компании и получить подробную информацию о предполагаемом работодателе. Там же, где компьютера пока нет, все еще пользуются газетами, объявлениями на столбах и прочими гораздо менее удобными местами. Но другого способа у этих людей просто нет.

А давайте вспомним немного историю вопроса. Как все начиналось?

— Когда все начиналось, объявления в Интернете были похожи на объявления в газете — короткие, как телеграмма, зашифрованные, как отчет разведчика, и малоинформативные. Выглядело это примерно так: «СРОЧНО!!! Крупная компания ищет мол. жен. с в/о, до 35, без в/п на пост. работу. З/п — на собеседовании». Ну а дальше — все развивалось, изобретались новые удобства, и все пришло к тому, что можно увидеть сегодня, например, на SuperJob. Это очень сильно отличается от тех строчных объявлений, которые можно было найти в Интернете более 10 лет назад, — работает масса дополнительных сервисов, которые позволяют упростить поиск работы и сотрудников.

Как складывалась история Вашего бизнеса?

— Случайно… «Лови момент», — очень мудрые слова. Надо видеть возможности, которые дает жизнь, и стараться их не упустить. История успеха SuperJob как раз в том, что мы вовремя увидели возможности, которые открывались в тот момент, и сумели эти возможности использовать. Это совершенно обычная история успеха: никаких чудес не происходило — много работы, постоянное отслеживание ситуации и пребывание на «переднем крае».

Какие технические решения и находки маркетологов интернет-сайтов позволили интернет-поиску выйти на первое место на рынке, стать наиболее удобным средством поиска сотрудников и работы?

— Нельзя сказать, что интернет-поиску позволили выйти на первое место на рынке именно находки маркетологов интернет-сайтов. Развивались технологии, ускорялись каналы связи — просто созрела и повзрослела технологическая инфраструктура. Общая компьютерная грамотность населения повысилась настолько, что люди теперь в состоянии использовать такой метод поиска работы. Это и есть основные причины столь бурного развития интернет-сайтов по поиску работы.А дальше каждый маркетолог каждого интернет-сайта придумывал свои «штучки», чтобы завлечь соискателей и работодателей именно к себе. Но и тут никаких ноу-хау нет: надо просто много работать, не стоять на месте, думать о тех, для кого ты работаешь, — тогда все получается.

Эксперты говорят, что сегодня скорее кандидат выбирает компанию, чем наоборот. Учитывает ли SuperJob эту тенденцию? Каким образом?

— Да, учитывает, естественно, хотя далеко не всегда сегодня происходит именно так. При нормальном развитии экономики это должен быть обоюдный выбор. Соискатель хочет себя подороже продать, работодатель — подешевле купить квалифицированного работника. Это нормальная рыночная ситуация. Для того чтобы этот торг проходил успешно, SuperJob дает возможность получить дополнительную информации друг о друге, сравнить кандидатов или компании между собой.

Когда мы только начинали работать (это было во времена последствий кризиса 1998 года), кадровый рынок был целиком рынком работодателей: в любую компанию, предлагающую работу, выстраивалась очередь из соискателей, легко можно было найти специалистов, почти не прилагая усилий. Сегодня ситуация кардинально изменилась: очередей нет даже в самые известные компании, поэтому самим работодателям приходится предпринимать усилия, чтобы заинтересовать будущих сотрудников. Недостаточно сегодня, например, просто повесить объявление о вакансии — нужно тратить время на работу с базой резюме, потому что люди сами реже откликаются на вакансию, предпочитают, чтобы работодатели к ним обратились. Наше место в этом достаточно сложном процессе — предоставить удобный инструмент.

Вы сказали, что кандидаты сегодня предпочитают, чтобы им звонили работодатели и все чаще не ищут вакансии, а просто размещают свое резюме на сайтах. Но это же на грани сенсации рекрутмента... Почему? Как быть теперь HR-ам? Чем поможет «СуперДжоб»?

— Никакой сенсации я здесь не вижу — это нормальная практика. Часть людей любит откликаться на вакансии, другая часть всегда вела себя пассивно. И потом всем нравится, не когда ты за кем-то бегаешь, а когда бегают за тобой. Чем выше уровень кандидата, тем больше он предпочитает, чтобы бегали за ним. Эйчары тоже готовы сегодня за хорошими кандидатами бегать, выискивая их в базах данных. Понятно, что если нужен грузчик, то никто особо не будет копаться в базе резюме, но когда нужен редкий специалист или менеджер высокой квалификации, то эйчары не только вакансию на сайте повесят, но и базу резюме внимательно изучат.

Технически мы, конечно, этому процессу помогаем. На нашем сайте есть такая функция как «Рассылка свежих резюме», поэтому любой эйчар, у которого нет времени копаться в огромных массивах информации базы резюме, может оставить запрос, указав параметры нужных ему резюме, чтобы каждое утро получать свежую подборку резюме, которая его запросам удовлетворят. Для этого ему не обязательно заходить на сайт — он все увидит, просто просматривая по утрам свою электронную почту.

Не секрет, что HR-ы стали активно использовать социальные сети («Одноклассники» и др.) для сбора дополнительной информации о кандидатах. Что можете сделать Вы для того, чтобы HR-ы совсем не попали в эти сети.

— Пока мы не можем сказать, что эйчары уходят в социальные сети, они продолжают использовать специализированные работные сайты. И основная причина в том, что на специализированный сайт человек приходит с четкой целью, и цель эта понятна — поиск работы прежде всего.

Естественно, что специалисты по подбору персонала должны использовать максимальное количество доступных источников информации, чтобы эффективно выполнять свою работу. Да, возможно они будут использовать социальные сети наряду с нашим ресурсом для того, чтобы получить информацию о частной жизни тех людей, которых они нашли на специализированных ресурсах, но точно так же эйчары заходят и на другие специализированные сайты — бухгалтеров, программистов — это их работа.

При этом количество источников все равно ограничено, и на сегодняшний день социальные сети пока не могут никаким образом составить конкуренцию специализированным сайтам, хотя некоторые при этом запускают специальные сервисы.

Может быть, Вам стоит организовать на сайте такие же возможности для общения кандидата и работодателя, как в социальных сетях, а то и больше?

— Такие возможности нами давно организованы — они появились на сайте SuperJob намного раньше появления тех же самых «Одноклассников». Сообщества SuperJob — популярный сервис нашего сайта, который дает возможность живого человеческого общения в профессиональной среде или компании друзей и единомышленников. Мы гордимся нашим профессиональным HR-сообществом, всегда готовом помочь новичку эйчару или соискателю. Сотни тем появляются еженедельно — от аттестации и вопросов кадрового дела до сложнейших вопросов управления персоналом — и на каждую очень быстро можно получить квалифицированный ответ.

Кстати, mail.ru и «Одноклассники» достаточно активно продвигают свои работные разделы. Вы не боитесь, что они оттянут часть Ваших клиентов?

— Нет, не боимся. У mail.ru, например, это уже далеко не первый заход с попыткой сделать какой-нибудь вменяемый кадровый сервис, да и многие крупные порталы тоже делают работные разделы (почему бы и не сделать, если есть возможность). Впрочем, точно также они делают еще и другие сервисы, не связанные с поиском работы. Например, есть сервис у Яндекса, очень хороший и популярный сервис «Яндекс.Картинки», но при этом он не оттягивает клиентов со специализированных серверов, где хранятся качественные библиотеки изображений хорошего качества. Точно так же на mail.ru или «Одноклассниках» при наличии раздела «Работа» кто-то туда зайдет, посмотрит вакансии и даже вполне возможно найдет работу. Весь вопрос в предсказуемости работы подобных сервисов: если людям нужны гарантии, что они найдут решение своей проблемы, они идут на специализированные ресурсы, если пытаются сэкономить, то можно бесплатно разместить вакансию на «Одноклассниках» или посмотреть «Яндекс.Картинки».

Могут оттянуть часть наших клиентов mail.ru или «Одноклассники»? Да, могут, но для этого им придется очень сильно потрудиться. В ближайший год-два? Сомневаюсь. Но за 3 года многое можно сделать. Через 3 года посмотрим. Говорить об угрозе конкуренции, на наш взгляд, еще, в общемто, рано, потому что рынок онлайн-рекрутмента находится в стадии роста и еще никто ни с кем не конкурирует. На сегодняшний день на этом рынке только два серьезных игрока — мы и «Хэдхантер». Мы друг другу пока не мешаем, да и на нашем фоне никого другого пока и не видно. Придет время — обязательно появятся и другие сильные ресурсы, потому что не могут два игрока делить весь рынок, обязательно будут появляться новые интересные идеи и проекты.

Кандидат всегда хочет знать о компании как можно больше. Некоторые сайты недвижимости предлагают компьютерные «бродилки» в виде экскурсии по квартире.Возможно ли подобное сделать на Вашем сайте?

— Возможно, но нецелесообразно. Мы не считаем, что подобное нужно делать у нас, потому чтона SuperJob есть подробная информация о каждой компании-работодателе, включающая, в том числе и ссылку на сайт этой компании. И если компания на своем сайте не смогла сделать такую «бродилку», то она никогда этого не сделает для какого-то третьего ресурса. А если у компании есть хороший сайт в Интернете, то зачем его дублировать где-то еще?

В Германии существует легальная возможность обмениваться информацией о неблагонадежных кандидатах. У нас — нет. Вы не думали о том, как Вы могли бы помочь в этом плане, облегчив работу HR-департаментам, но, не нарушая закон о конфиденциальной информации?

— Я ничего не знаю о возможности легально обмениваться такой информацией в Германии. У нас тоже ничто не мешает легально обмениваться подобной информацией, насколько мне известно. Если речь идет о так называемых «черных списках» соискателей или работодателей, то вопрос этот серьезно обсуждался профессиональным российским HR-сообществом лет 10 назад, и обсуждение это показало, что собирать информацию о неблагонадежных кандидатах нет никакого смысла. К такому решению пришли потому, что эта информация не поддается проверке. Если речь идет об узких отраслях, то там и так все друг друга знают, а все попытки создания каких-либо глобальных подобных ресурсов провалились, потому что информация субъективна (соискатели, которые не нравятся одним работодателям, часто прекрасно подходят другим) и ей невозможно доверять. Самый лучший способ — нормальная работа менеджера по персоналу, качественная проверка им рекомендаций и записей в трудовой книжке соискателя.

IT-технологии позволили нашему издательству до 90% работ выполнять силами удаленных сотрудников. Находим мы их легко и быстро, благодаря Вашему и другим сайтам. Кстати, удаленная работа — это еще и выравнивание зарплат по России, т.к., скажем, корректор из села Васюки Ивановской области соглашается работать только на почти московской ставке, которая в 2 — 5 раз выше местной. Как Ваш сайт мог бы помочь работодателям и работникам ориентироваться в море ставок и зарплат?

— Помогаем мы, прежде всего, тем, что систематически проводим мониторинг зарплат, вся эта информация регулярно публикуется на сайте superjob.ru и издается в бумажном виде, и каждый наш клиент эту информацию в том или ином виде получает. Буквально на днях ушел в печать новый выпуск нашего «Зарплатомера», который представляет собой обзор заработных плат по 25 типовым позициям на 61 региональном рынке труда России.

Исследование, которое мы проводим два раза в год, стало уже незаменимым инструментом в работе специалистов в области поиска и подбора персонала, потому что позволяет ориентироваться не только в ситуации, сложившейся на отдельном региональном рынке труда, но и — что особенно важно — дает возможность отслеживать динамику изменения зарплат в соседних и дальних регионах, а главное — получать общую картину развития российского рынка труда.

Кстати, у нас тоже значительная часть работников работает удаленно, а часть — по свободному графику и, действительно, есть ситуации, когда наши сотрудники в Украине получают зарплаты на уровне российских, — все это факты, отражающие реалии современного рынка труда.

Вы обладаете уникальной информацией о динамике зарплат и ожиданиях кандидатов. Как они изменились за последние полгода?

— Ни для кого, я думаю, не станет новостью, что зарплаты растут… В целом за полгода рост зарплат можно оценить на уровне 10-15%. В отдельных отраслях на отдельных позициях — быстрее среднего темпа. Можно уверенно сказать, что темпы роста в этом году выше, чем в аналогичный период прошлого года.

Эксперты кадровых агентств не видят в Вашем лице и в лице других сайтов конкурентов. Вы для них, скорее, мудрый помощник в работе. Могли бы Вы дать советы им, как лучше использовать возможности SuperJob для поиска «вкусных» кандидатов?

— Совет очень простой: как эффективно использовать наш ресурс, самым подробным образом написано в инструкциях по использованию нашего ресурса. К сожалению, инструкции мало кто читает, а зря. Поскольку наш сайт обладает большим количеством возможностей, то незнание этих возможностей, конечно, снижает эффективность работы с ним.

Наши менеджеры, тем не менее, стараются следить за тем, чтобы работа всех клиентов была эффективной, и если видят, что что-то идет не так, как нужно, то сами выходят на связь. Но не всегда можно понять проблемы клиента, если он о них сам не расскажет.

Поэтому, если не хочется читать инструкции (я и сам, признаться, не люблю читать инструкции), нужно все-таки преодолеть себя, снять телефонную трубку и позвонить нашим менеджерам — они с удовольствием помогут и все объяснят.

Ваше хобби?

— Рыбалка. Не могу сказать, что являюсь профессионалом, но люблю общаться с природой. Если клюет — это доставляет удовольствие, не меньшее, чем успехи в бизнесе. Ловил рыбу в Аргентине, Норвегии, последняя рыбалка была на Байкале, но и в Подмосковье люблю ловить рыбу не меньше, чем где-либо еще.

Как Вы отдыхаете?

— Не могу сказать, что у меня есть потребность отдыхать от работы: любимое дело, которое доставляет удовольствие, не утомляет. Лучший отдых для меня — это баня. Я люблю ходить в настоящую баню, поэтому лучшее место отдыха для меня — Селезневские бани в Москве. Все мои знакомые и друзья прекрасно знают, что на вечер пятницы не стоит назначать встреч или мероприятий, поскольку я непременно буду в бане.

Известный психолог Марина Мелия считает, что все мы в детстве выбираем себе героев из сказок и подсознательно в жизни следуем их путем, пытаемся повторить их успех или неуспех. Кто Ваш герой из сказок?

— Никогда об этом не задумывался и не ассоциировал себя ни с кем. Правда, к очередной годовщине SuperJob внутри нашей компании проводили небольшое исследование о том, c какими персонажами мультфильмов ассоциируют наши сотрудники своих коллег. Выяснилось, что меня ассоциируют с капитаном Врунгелем. По-моему, весьма позитивный персонаж. Кстати, это было хоть и не очень серьезное, но весьма полезное в практическом плане исследование: если бы меня с Карабасом Барабасом сотрудники ассоциировали, то, наверное, был бы повод сильно задуматься…

Кто Ваши гуру в бизнесе?

— Не могу сказать, что есть известные люди, которых я считаю непререкаемым авторитетом, и на кого хотел бы быть похожим. Хотел бы я стать таким, например, как Билл Гейтс или Уоррен Баффет? Нет. Я, конечно, отдаю должное их достижениям, но таким же, как они, стать никогда не хотел.

При этом не могу не сказать о том, что есть много уважаемых людей, с которыми мне пришлось в свое время работать и которые учили меня бизнесу. Их имена никому ничего не скажут, но именно они как раз и были моими учителями. Может быть, я и перерос существенно их достижения, но это не умаляет их важности. Для меня гуру — именно они.

Какие эксклюзивные и редкие услуги Вы можете предоставить клиентам?

— В области поиска сотрудников мы не предоставляем эксклюзивных и редких услуг. Сервис у нас массовый, им пользуются миллионы кандидатов и сотни тысяч компаний-работодателей, поэтому говорить о каком-то эксклюзиве в этой области просто невозможно. Эксклюзивные услуги предоставляют наши партнеры — кадровые агентства. Если нашему клиенту нужны такие услуги, то он может позвонить в службу поддержки, и наш менеджер посоветует, куда лучше обратиться.

В последнем исследовании кадрового рынка, проведенном Ваш сайт получил самую высокую оценку по качеству сервиса (респонденты — 1 200 крупных компаний Москвы). Как Вам это удалось и за счет чего?

— Мы считаем, что работа должна доставлять удовольствие. Это не просто наш рекламный слоган, это концепция, в которой наша компания живет, и именно это делает наш сервис номером один на рынке онлайн-рекрутмента. Видимо, те, кто оценивал наш сайт, тоже любят свою работу, и она доставляет им удовольствие. Работа занимает большую часть нашей жизни, и если человек находится на своем месте — с удовольствием идет на работу и с удовольствием возвращается домой — это отражается и на общей атмосфере вокруг, а мы делаем все для того, чтобы в нашей стране таких людей стало больше!

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2022, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.104 сек.
Яндекс.Метрика