![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Война мировПавел Куликов Источник: КоммерсантЪ добавлено: 30-10-2008
просмотров: 7409 Для московского "Автомира" региональное развитие как крестовый поход. В каком бы городе компания ни открыла свой дилерский центр, везде найдется местный "Автомир", которому москвичи доказывают свои права на торговую марку.
Лидер российского автомобильного ритейла московская компания "Автомир" вот уже три года находится в состоянии холодной войны с одноименным конкурентом из Петербурга. Москвичи доказали ФАС, что петербуржцы используют брэнд "Автомир" незаконно. Однако петербургский "Автомир" подал апелляцию в арбитражный суд и по-прежнему невозмутимо продает автомобили, в том числе те же марки, что и компания из Москвы. По словам Марии Кондратенко, город на Неве — настоящий рассадник преступлений в области интеллектуальной собственности. В 2007 году местная ФАС рассмотрела 30 дел о недобросовестной конкуренции, 16 из которых связаны с объектами исключительных прав на товарные знаки. В других российских регионах, включая Москву, таких дел меньше. Московский "Автомир" по праву может считаться рекордсменом по числу попыток оспорить право на интеллектуальную собственность. После появления в Питере компания открыла свои автосалоны еще в девяти регионах. В каждом из них "Автомир" если и не обращался в ФАС или суд, то уж точно вел тяжелые переговоры, оспаривая права на свой брэнд. Петербургский конкурент — далеко не единственный, кто взял себе то же название. Падение ИвановоВ 1993 году совладельцы "Автомира" Александр Митько и Евгений Сатыев не особенно фантазировали, выбирая название для своей компании, которая изначально было всего лишь павильоном по торговле машинами АвтоВАЗа. "Это сейчас появилось много миров — "Мир кожи" или "Мир ванн", а тогда их еще не было",— говорит заместитель генерального директора компании "Интеллект патент" Лариса Тульникова. Ее в "Автомире" наняли, чтобы разрабатывать стратегию борьбы с другими "Автомирами". Впрочем, и до начала регионального развития было понятно, что "Автомиров" на рынке хватает. Еще в 1990-х годах директор по стратегии и развитию ГК "Автомир" Владимир Петров столкнулся с тем, что на московском рынке работали одноименные компании, и некоторые из них, по утверждению Петрова, намеренно паразитировали на брэнде "Автомир". Например, в конце 1990-х в Москве появилась фирма "Автомир-7", которая в конце 1990-х занималась торговлей автозапчастями. Но тут менеджерам ГК "Автомир" вмешиваться не пришлось: оппоненты неожиданно сами ушли с рынка. Однако часть запчастей, за которые "Автомир-7" взял предоплату, клиенты компании не получили, и это затронуло "Автомир", в котором работал Петров. После того как клиенты "Автомира-7" стали звонить в "Автомир" с жалобами и оставлять негативные комментарии в интернете, забывая при этом прибавить к названию компании цифру, Петров понял, что недостаток фантазии у руководства принесет ему немало хлопот. Именно так и случилось, пусть и десять лет спустя. В начале 2005 года к Петрову обратились два московских адвоката — Игорь Юшин и Андрей Кожевин с неожиданным заявлением, что ГК "Автомир" якобы использует свой брэнд незаконно. В разговоре с Петровым они заявили, что представляют магазин автозапчастей из города Иваново — торговый дом "Автомир-Иваново", зарегистрировавший торговую марку "Автомир" в патентном ведомстве по 37-му классу МКТУ (Международная классификация товаров и услуг), то есть по ремонту и техобслуживанию автомобилей. Московский "Автомир", как оказалось, обошелся регистрацией по 35-му классу (торговля автомобилями). Адвокаты предлагали автодилеру "легализоваться", выкупив у них соответствующую лицензию за $700 тыс. Во время этих событий Владимир Петров познакомился с Ларисой Тульниковой из "Интеллект патента". "Организациям, которые хранят архивы, нужно ставить памятники",— говорит Тульникова. Она подняла архивы московской компании и сумела доказать в суде, что ее подопечные занимались техобслуживанием машин задолго до того, как торговый знак "Автомир" зарегистрировали предприниматели из Иваново. В итоге местный арбитражный суд лишил ивановскую компанию торговой марки. Региональные тезкиДо истории с ивановским тезкой менеджеры "Автомира" мало представляли себе, что происходит в автобизнесе за пределами МКАД. В 2002-2003 годах, когда "Автомир" стал лидером российского автомобильного ритейла, в Москве наблюдался бум продаж. На столичный рынок приходилось 80% проданных в России иномарок. Годом позже это соотношение стало уменьшаться. Сейчас в Москве реализуется лишь 30-40% из топ-10 самых продаваемых в стране машин, в зависимости от марки. К 2005 году в компании поняли наметившийся тренд, и "Автомир" объявил о начале стратегической программы "Развитие в регионах". В конце 2005 года открылся первый автосалон в Санкт-Петербурге. В 2006-м компания вышла на рынки Брянска, Самары, Воронежа и Ярославля. В 2007-м "Автомир" объявил, что в ближайшие три года потратит $200 млн заемных средств на открытие еще 30 региональных автосалонов в придачу к имеющимся (их было уже больше двух десятков). Компания поставила перед собой цель получать более половины выручки за пределами двух столиц. В 2008 году планы "Автомира" стали еще более грандиозными. На них не повлиял даже финансовый кризис, по крайней мере пока: к 2010 году компания хочет иметь в своем составе 71 дилерский центр. Перед выходом за пределы Москвы Петров посчитал количество других "Автомиров" в стране. "Оказалось, что их 220,— вспоминает он.— Ситуация вынудила нас стать специалистами в патентном праве и построить конвейер по борьбе с лжекомпаниями". Собираясь открыть в очередном городе дилерский центр, автодилер выходит на переговоры с очередным "Автомиром". "Обычно хватало нормального человеческого разговора",— рассказывает Петров. Ссылаясь на опыт разбирательств с торговым домом из Иваново, директор по развитию "Автомира" убедительно доказывал региональным бизнесменам, что шансов на развитие под маркой "Автомир" у них нет. Бизнесмены верили, и стороны подписывали лицензионное соглашение. В нем московский "Автомир" обещал не обращаться в фискальные структуры, а региональные — в течение оговоренного срока провести ребрэндинг. Так "Автомир" из Брянска переименовался в "Мир авто", из Ростова-на-Дону — в "Селин авто". Владимирский "Автомир" стал "Автодругом". Изобретательные бизнесмены из Ярославля и Костромы независимо друг от друга поменяли в слове "Автомир" местами две буквы, назвав свои компании "Авто Рим". В 2007 году Петров взялся за освоение Сибири, и сейчас ведет переговоры с "Автомирами" из Новокузнецка, Омска, Сургута и Новосибирска. Московскому автодилеру уступили все, кроме "Автомира" из Петербурга. В свое время петербуржцы приобрели франшизу у той самой компании "Автомир-Иваново". И хотя их право пользоваться маркой автоматически оказалось аннулированным после проигрыша ивановцев в суде, расставаться с ней они не захотели. Питерцы зарегистрировали марку "Автомир" в патентном ведомстве по двум категориям — аукционной торговле и крепежам для номерных знаков. По недосмотру москвичей эти категории тоже оставались свободными. И хотя ФАС еще в 2005 году признала работу питерского "Автомира" недобросовестной конкуренцией, компания продолжила работать под тем же брэндом. В 2007-м антимонопольщики наложили на нее штраф в 25 млн руб. Сейчас петербургский "Автомир" оспаривает это решение в суде, продолжая использовать ту же марку. ![]() От Питера до МосквыСамый громкий петербургский скандал в области патентного права связан с футболом. После того как команда местного клуба "Зенит" взяла кубок УЕФА, руководители фирменной розничной сети клуба инициировали целую серию милицейских рейдов по торговым точкам с сувенирной продукцией. По словам заместителя гендиректора сети "Зенит" Дмитрия Попова, после успехов клуба объем продаж товаров с его символикой стал сопоставимым с объемами продаж символики ведущих английских клубов вроде Liverpool. Но половину товаров занимала продукция, не имеющая отношения к клубу и его фирменному ритейлу. Брэнд "Автомир" раскручен не меньше "Зенита". Возможно, другие автодилеры с этим и не согласятся, но внутренние исследования компании показали, что уровень знания брэнда "Автомир" по России составляет 88,8% против 61,8% у стоящего на втором месте в этом рейтинге дилера "Инком-авто". В то же время, по словам Петрова, потенциальные клиенты практически не отличают московский "Автомир" от множества региональных. Масла в огонь подливают и схожие логотипы, и реклама в прессе, которая в случае с питерским "Автомиром" практически идентична той, что дает московский автодилер. Владимир Петров демонстрирует комментарии автовладельцев, найденные им на интернет-форумах. Среди них есть, например, такой: "...Я участвовал в разбирательствах с этим автомиром. И менты тут не помогут". По словам Петрова, отзывы касаются его петербургских конкурентов, и они наносят репутации московского дилера урон. Москвичи говорят, что "Автомир" из Петербурга торгует автомобилями "всерую", то есть в обход официальных каналов, а потому не может обеспечить машинам гарантийную техподдержку. На самом же деле, как утверждают в петербургском "Автомире", компания уже получила статус официального дилера от семи автопроизводителей. Московский же "Автомир" продает в Питере автомобили шести брэндов. Выходит, что производители считают конкурентов равноценными, и московский дилер, очевидно, страдает не от репутационных, а от финансовых потерь. Питерский "Автомир" не раскрывает данных о своих продажах. По оценкам Петрова, конкуренты продают более 200 машин в месяц — это треть от объема продаж московского "Автомира" на рынке Петербурга. Петров не сомневается, что не будь в Питере своего "Автомира", эти машины продавали бы москвичи. Совладелец питерского "Автомира" Юрий Трахтман отказался давать комментарии СФ. Один из его топ-менеджеров описал ситуацию так: "Мы работаем, пока работаем". Кажется, питерцев все устраивает: у них пять салонов против двух у москвичей, вывеска на флагманском дилерском центре — величиной с этаж, а не как у москвичей — мелкими буквами на фасаде. Петров негодует по поводу того, что конкуренты "зарыли голову в песок" и "снова что-нибудь придумают", даже если проиграют суд. Москвичи решили суда не дожидаться и подавить противника огневой мощью: в начале октября столичный дилер запустил масштабную рекламную кампанию "Берегись ложного "Автомира"" Идея в том, чтобы разместить по Санкт-Петербургу рекламные щиты со слоганом "Остерегайтесь подделок" и тем самым вывести конкурентов на чистую воду. В практике патентного поверенного Ларисы Тульниковой есть случаи, когда компании сталкивались с таким количеством сложностей в борьбе с подражателями, что переименовывались сами. Если такое случится с нами, шутят в московском "Автомире", то нужно переименоваться в "Автовойну". Досье Компания: ГК "Автомир" Ноу-хау ГК "Автомир":
10-15% продаж новых автомобилей в России, по разным оценкам, приходится на рынок Санкт-Петербурга, еще 30-40% реализуется в Москве, остальные автомобили реализуются в регионах 25,5 млн руб. составил административный штраф, который ФАС наложила на петербургский "Автомир" 500 тыс. машин продал московский "Автомир" с момента своего основания в 1993 году по 2008 год Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|