24 мая 2022 г. Вторник | Время МСК: 23:59:44
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Ложь: теория & практика



Капитолина Кукуева
Источник: XXL-online
добавлено: 01-06-2010
просмотров: 9103
Врать нехорошо, а не врать невозможно. Хотим мы этого или не хотим, но именно «лакировка действительности» помогает нам существовать в этой реальности.

 «Все врут!» – говорит доктор Хаус, герой одноименно сериала, и это чистая правда: так уж устроена наша жизнь, что люди врут с глазу на глаз, врут по телефону, врут, выступая по радио и по ТВ, врут устно и письменно, прилюдно и в интимном разговоре, врут друзьям, коллегам, начальникам, подчиненным и даже случайным попутчикам. А также, разумеется, самим себе. Психологи посчитали, что обычный человек, житель большого города, постоянно контактирующий с окружающими, за день говорит неправду в среднем раз сорок. Почему же мы хронически врем?

Зачем мы врем?

Ложь во спасение. Часто ложь служит человеку (так и хочется сказать – «верой и правдой»...) для самообороны. Самый распространенный вид лжи – ложь во спасение любви, семьи, дружбы, своего «я», наконец. Психологи считают, что целью лгущего может быть как достижение какой-либо цели, так и попытка избежать нежелательных последствий.

Ну, например,как сказать любимой девушке, нарядившейся в несусветное розовое облачко, что на ее корпулентной фигуре выбранное одеяние сидит, как, извините, на корове седло. Что после этого вас ждет – страшно даже представить. А ведь она спрашивает, и очень даже настойчиво: «Милый, ну, как тебе мое новое платье?» На самом деле такой вопрос не предполагает никакого ответа, кроме единственно варианта: «Да ты в нем просто красавица!». Другое дело, если вы приходитесь барышне стилистом. В таком случае будет безответственно и непрофессионально хвалить ужасное изделие, потому что от вас требуется правда и ничего кроме правды. А значит, надо сделать страшные глаза и заорать: «Снимите это немедленно!» Но если вы все же не стилист, врите не задумываясь – будет лучше вам... и девушке.

Самосатисфакция. Другая распространенная причина лжи – страстное желание обратить на себя восторженные взгляды окружающих. На себя, а не на соседа, выстроившего дачу с восемью ванными и девятью сортирами. Причина такого полудетского вранья в детстве и кроется: вместо того чтобы хвалить человека, его с младенчества шпыняли и тыркали, ставя в пример кого-то другого, кто громче спел, выше прыгнул или дальше плюнул. Постепенно у такого индивидуума формируется острая потребность в расположении и благосклонности окружающих – и он начинает приписывать себе несуществующие заслуги, выдавая желаемое за действительное, всеми силами отгораживаться от реальности и жить в своих фантазиях и мечтах.
Социологи советуют: не обращайте внимания, дайте человеку, у которого было тяжелое детство, врать в свое – то есть его – удовольствие. Слушать все это, делая заинтересованное лицо и в нужных местах поддакивать вовсе не обязательно. Поступайте по принципу: «Не любо – не слушай, а врать не мешай».

«Из любви к искусству». У некоторых людей вранье превращается в самоцель. Эти лжецы – совершенно особая категория. Они могут получать личную пользу от своего обмана, а могут и не получать, но заранее о выгоде никогда не думают. Они лгут «просто так», если хотите – «из любви к искусству». И действительно, такие люди превращают вранье в высокое искусство.
Но это уже медицинская проблема, имя которой псевдология – патологическая склонность к масштабному и постоянному вранью, специалисты до сих пор не имеют четкого представления о его причинах. Однако они сходятся на том, что в основе псевдологии могут лежать и наследственные факторы, и психические аномалии, и индивидуальные особенности развития. И предполагают, что хронические вруны попросту виртуально удовлетворяют свои потребности, которые не в состоянии реализовать в реальном мире. Преодолеть этот стиль жизни и поведения своими силами они не могут – тут нужна поддержка психотерапевта.

 Классификация вранья

 Вранье бывает самым разным. Вот его основные виды, если верить древнему арабскому мыслителю Абд-ар-Рахману аль-Джавбари:

  • дезинформация (обман в чистом виде);
  • амфиболия (неопределенность высказывания);
  • подмена (например, имени или факта);
  • лжесвидетельство;
  • нарушение клятвы;
  • ложные письма (поддельные или подметные);
  • оговор;
  • заведомо неверные предсказания;
  • притворство;
  • провокация;
  • cоздание ложных обстоятельств.

 Вычисляем ложь

- Дедовским способом Врать нелегко. Пытаясь заморочить голову собеседнику, лгун напрягается и волнуется. У него изменяются частота пульса, ритм дыхания, давление, температура тела, двигательная активность и даже интенсивность слюноотделения. Именно поэтому вруны выдают себя тем, что вертятся, заикаются, говорят обрывочными фразами, хрипят или наоборот, повышают тембр голоса, покашливают, зевают, облизывают губы, теребят пальцами все, что попадается под руку, пожимают плечами, сцепляют ладони и кладут их перед собой на стол, прячут руки под стол, приглаживают волосы, чешут нос, пощипывают мочку уха. Ну просто пляска святого Витта! Но даже если ваш собеседник не бьется в корчах, демонстрируя все вышеизложенные «симптомы» одновременно, а замечен лишь в чем-нибудь одном – есть повод усомниться в правдивости его слов!

- Аппаратными решениями В США в начале прошлого века для того, чтобы узнать всю правду – например, при приеме на работу – стали применять детектор лжи, полиграф. С помощью этой машинки, в современном варианте похожей на компьютер с датчиками, следящими за дыханием, пульсом и кровяным давлением, можно без труда выяснить, честно ли отвечает человек на поставленные вопросы. Достоверность результатов проверок на полиграфе составляет 85-95%.

Вовсе не обьязательно для понимания ситуации разглядывать кардиограммы, графики дыхательной активности и другие данные. Сегодняшние детекторы имеют интерфейс простой, как в тамагочи. Например, есть детектор, показывающий данные в виде пиктограмм с яблоком и чайником. Слегка надкушенное яблоко означает, что товарищ обеспокоен, половинка – не хочет отвечать на вопрос, огрызок – нагло врет. По крышке чайника можно определить уровень стресса: лежит на месте – человек спокоен, подлетела в воздух – раздражен, крышка прыгает и скачет – ваш собеседник пребывает в бешенстве. Точность данных, полученных на таком полиграфе такая же, как на его прототипе столетней давности.

Есть и бесконтактные детекторы лжи http://akademy-dl.ru/, которые анализируют мелодику голоса абонента, его интонации, темп и тембр речи, и на основании этих данных ставят диагноз: правду говорит собеседник или пытается ввести вас в заблуждение. Такие модификации могут быт реализованы программно и «на лету» анализировать разговоры по смартфону или, например, через Skype. Индикация крайне простая: если ваш собеседник говорит правду – горит зеленый сигнал, если в словах можно усомниться – желтый, ну, а если ваш визави беспардонно врет, то об этом просигнализирует красный (все это – по мнению программы, разумеется). Достоверность – около 84%.

Еще один способ определить говорит ли человек правду предложили ученые из Пенсильванского университета. Для этого они провели опыт на игроках в бридж: облепили их головы датчиками и увидели, что в момент вранья – то есть блефа – резко активизируются те участки мозга, которые отвечают за внимание и контроль. Технология, которая помогает это выявить, называется магнитно-резонансной. Если верить исследователям, достоверность данных, полученных таким способом, приближается к 98%.

В общем, работа над созданием идеального детектора лжи идет полным ходом. В ней принимают участие не только невропатологи и физиологи, но и лингвисты. В научно-исследовательском центре SAS, например, создана компьютерная программа, которая выявляет ложь в сообщениях, переданных по электронной почте. Оказывается, когда человек говорит или пишет неправду, он, сам того не замечая, строит предложение не так, как обычно – именно такие изменения и ловит правдолюбивый софт.

Хладнокровных личностей и чересчур впечатлительных товарищей полиграф, как известно, «не берет», у одних принимая ложь за правду, других обвиняя во лжи, когда они говорят правду... ну, или то, что считают правдой.Главная задача – уменьшить количество ложных срабатываний.

 Как врать и не попадаться

Лгущий редко смотрит в глаза собеседнику. Только индивидуумы с железной волей и полным отсутствием морали способны врать «на голубом глазу» и не краснеть (но таких, по счастью, немного).
Обычному же человеку трудно, очень трудно врать, глядя в глаза. В письменном виде это тоже не так просто – топором, как известно, не вырубишь. Именно поэтому наибольшее количество неправды произносится по телефону.
Исследования, проведенные Джефом Хэнкоком из Корнельского университета (США) показали: 14% лжи приходит нам по e-mail, 21% – в виде sms, 27% – устно, и 37% – по телефону.
Поэтому правило номер один: врите по возможности без личного контакта.
Другие практические рекомендации. Например, вы изменили своей девушке. Ну и что теперь, во всем ей признаваться? Да ни за что! Придется врать.

  • Помните: ложь должна быть простой. Это поможет не запутаться, рассказывая свою «версию» событий и полезно для ее запоминания. 
  • Удостоверьтесь, нет никаких вещественных доказательств измены вроде записок, сообщений в телефоне и ярко-красной помады не воротнике рубашки.
  • Хорошенько запоминать, что именно вы придумали.
  • Дождитесь удобного момента и расскажите своей девушке придуманную «версию».
  • Держитесь естественно, ведите себя так, как будто решительно ничего не произошло.
  • Держитесь легенды даже если вас начали уличать. Твердите свое, как ни в чем бывало – практика показывает, что подавляющее большинство барышень в итоге поверит вам, а не своим глазам и интуиции.

 Скажете, все это недостойно мужчины? Ну что ж, начните с завтрашнего дня говорить только правду и ничего кроме правды. Только не жалуйтесь потом, что жить стало совершенно невыносимо.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2022, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.102 сек.
Яндекс.Метрика