![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы точного прогнозирования поступлений денежных средствАлексей Алферов, заместитель генерального директора по экономике и финансам ООО «Норд-Сервис» Источник: Экономика и финансы добавлено: 22-04-2013
просмотров: 4546 Во все времена вопрос своевременного финансирования организаций был актуален, а в быстроменяющихся условиях глобальной экономики этот вопрос становится наболевшим. Точность прогноза поступлений денежных средств от продаж необходима для обеспечения выполнения договорных обязательств перед сотрудниками, акционерами, государством, поставщиками и подрядчиками. К тому же традиционное прогнозирование, основанное на формуле ДП= ДЗн+ВР-ДЗк, дает сбои, т.к. не учитывает сезонные колебания, тенденции, специфику платежей заказчиков. Для решения данного вопроса автор в настоящей статье предлагает реализовать на предприятии следующие процедуры:
Покажем пример расчетов на гипотетическом предприятии «N» (строительство). В примерах для упрощения используется оценка месячного интервала. На практике, возможно, потребуется анализ недельных или дневных поступлений. 1. Оценка планов поступлений отдела продажОценку прогноза (процент ошибки) сделаем на основе утвержденных планов поступлений отдела продаж (рассчитаны на основе традиционного метода) и фактических поступлений с января по март 2012 г. (см. табл.1) по формулам: RE = SE / Ср. арифм. * 100%, где SE = √MSE RE - процент ошибки (ratio error); Табл.1 (млн.руб.)
По данным таблицы 1 получаем: Ср. арифм. ф. = 118,3 Процент ошибки (RE) превышает 5%. Это означает, что необходимо искать более точный метод прогнозирования поступлений денежных средств. 2. Методы прогнозаСуществует большое количество методик прогнозирования, их выбор будет зависеть от специфики вида деятельности предприятия, сезонности, степени подверженности продаж и оплат внешним условиям. Выделим следующие методы: 2.1. Экспертный методМетод основан на субъективных оценках экспертов, подойдет для условий полной неопределенности, используется в письменной форме опроса сотрудников отдела продаж. Эксперты (агенты) классифицируют поступления по курируемым клиентам и вероятностям (реалистичная, оптимистичная, пессимистичная). Классификация по вероятностям базируется на оценке «качества» дебиторской задолженности с ее анализом по срокам погашения. Пример расчета приведен в табл.2 и табл.3. Табл.2
Табл.3
2.2. Метод среднихЭто самый простой метод, основанный на формуле средней арифметической Q прогн. = (сумма(x1:xn))/n, где сумма(x1:xn) - сумма выплат от периода 1 до периода n при этом прогноз можно делать:
2.3. Метод средних взвешенных;Метод основан на расчете среднего прогноза через «взвешивание» предшествующих периодов. При этом наибольшим весам придаются периоды, наиболее приближенные к прогнозируемому и аналогичные периоды прошлых лет (учет сезонности). К примеру, имея статистику поступлений 2011 года можно составить следующую таблицу. Табл.4 (млн. руб.)
Аналогичным периодам прошлого года присвоен наибольший вес (4), что связано с сезонностью бизнеса, далее по степени приближения к расчетному месяцу веса уменьшаются с 3 до 1 (от декабря к ноябрю). Прогнозы поступлению будут следующие: Январь: 1176/10= 117,6 2.4. Метод экспоненциального сглаживанияМетод похож на предыдущий, но отличается, тем, что в качестве коэффициента взвешивания выбирается альфа фактор (α), который умножается на предшествующее фактическое значение и его прогнозное по формуле: Bt = α yt-1 + (1- α ) * Bt-1 Где Bt – прогноз поступления на следующий период t Пример: Прогноз поступления на декабрь 2011 г. равен $ 1000., фактически поступления равны $950 , Примем значение альфа-фактор – 0,15 yt-1 = 950; Bt-1= 1000; α= 0.15 Итак, прогнозное значение поступления на январь 2012 г. равно 993 шт. 2.5. Множественная регрессияЦель изучения множественной регрессии заключается в представлении объема поступлений (Y) как зависимой переменной и попытке выразить объем поступлений как функцию ряда независимых переменных Х1, Х2,…, Хn, т.е. Y= a + b X1 + c X2 + …+ z Xn Например, в компании «N» выявлено уравнение, с помощью которого можно определить прогноз поступлений на январь 2012 г. (Y): Y = -1,3 +0,856 P + 0, 126 H , где P – дебиторская задолженность декабря 2011 г.; Так, при объеме выполненных услуг в ноябре 133 млн. и дебиторской задолженности 125 млн. в декабре 2011 г. Прогноз поступлений на январь 2012 г. по данной формуле составит 122,5 млн. руб. , что составляет 2% ошибки. 3. Оценка и выбор методикСделав, расчет процента ошибки (см. Табл.5) приходим к выводу, что наиболее достоверными методами прогнозирования можно считать метод средних взвешенных (3%) и метод множественной регрессии (4,2%). Данные методики можно внедрить в автоматизированную систему бюджета движения денежных средств. Табл.5
Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|