26 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 11:57:46
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Ограничения продажи алкоголя не стимулируют самогоноварение




Источник: OPEC
добавлено: 03-07-2013
просмотров: 3279

Ограничения по времени продажи алкоголя оказывают ожидаемый эффект. Чем они жестче, тем потребление спиртного ниже. Исследование региональный ситуации от Марины Колосницыной, Натальи Хоркиной и Марата Ситдикова.

Запреты работают!

Заведующая кафедрой государственного управления и экономики общественного сектора НИУ ВШЭ Марина Колосницына, доцент кафедры Наталья Хоркина и аспирант Марат Ситдиков провели исследование потребления алкоголя в 79 российских регионах. В 70 из них в 2010 году действовали временные ограничения, а в 9 регионах алкоголь продавали круглосуточно.

Основные выводы исследователей таковы:

  1. Регионы, в которых действуют ограничения по времени на продажу алкоголя, потребление спиртного оказывается ниже в терминах среднедушевых продаж и терминах индивидуального потребления, чем там, где идет торговля «без границ». Лимиты были введены в 2010 году в большинстве субъектов РФ.
  2. Вечерние ограничения эффективнее утренних.
  3. Ограничение доступности легального алкоголя не обязательно вызывает рост потребления самогона.

Исследование было представлено на научной конференции «Профилактика вреда от употребления алкоголя – от индивидуального вмешательства к организационным мероприятиям», организованной Лабораторией экономических исследований общественного сектора ЦФИ ВШЭ. Работа опирается на результаты проекта «Влияние мер государственной политики на формирование здорового образа жизни» Центра фундаментальных исследований ВШЭ. При анализе макро-данных использовались показатели Росстата по продажам алкоголя в литрах чистого спирта на человека в 2010 году. Микро-данные обеспечил РМЭЗ за 2010 год – ежегодный мониторинг социально-экономического положения и состояния здоровья населения РФ: серия общенациональных репрезентативных опросов, проведенных НИУ ВШЭ.

Важен сам факт ограничений

Даже если ограничения на продажу спиртного не слишком жесткие, это все равно действует, потребление алкоголя в таких регионах ниже, чем там, где идет круглосуточная торговля спиртными напитками, отметила Наталья Хоркина, представлявшая исследование на конференции. «Важен сам факт ограничения», – подчеркнула эксперт. Она предположила, что здесь срабатывает моральный аспект: ограничения еще раз доказывают людям, что «пить нехорошо».

В 18 регионах разрешили продавать спиртное в 7 утра, в 24 регионах – в 8 утра. Окончание торговли алкоголем, в основном, приходится, на 23 часа (37 регионов) и на 22 часа (17 регионов). В Чечне продолжительность продаж составляла всего два часа – с 8 до 10 утра.

Наиболее либеральной оказалась Хакасия, рассказала Хоркина. Там продавать спиртное можно было до 2 часов ночи. Запрет действовал до 7 утра.

«И вечерние, и утренние ограничения влияют на потребление алкоголя правильным образом, – отмечается в докладе. – Но вечерние лимиты оказывают более сильное воздействие».

Хоркина привела показательную статистику. По продажам алкоголя в литрах на душу населения в 2010 году по сравнению с 2009 годом продажи водки сократились на 6% (с 11,7 л до 11 л). В то же время продажи коньяка возросли на 14,3%, а шампанского – на 5,6%. Однако по сравнению с водкой продажи этих спиртных напитков все равно почти ничтожны: показатель коньяка – 0,8 л, шампанского и игристых вин – 1,9 л в 2010 году. Виноградные и плодовые вина не дали динамики. В целом потребление чистого спирта на человека в год сократилось на 3,69%, подчеркнула докладчик.

Где дольше торгуют, там больше пьют

Наталья Хоркина подчеркнула: «Продолжительность продаж алкоголя положительно связана с его потреблением». В регионах, где были сокращены суточные сроки торговли спиртным, пьют несколько меньше.

В 15 субъектах РФ, где алкоголь продают в течение 10-12 часов, его продажи в литрах чистого спирта на человека уменьшились. В 2009 году этот показатель составлял 93,5 л. В 2010 – уже 89,1 л. Разница – 4,7%.

В 13 регионах продолжительность торговли алкоголем составляла 13-14 часов. Там продажи в 2009 году составляли 73,6 л чистого спирта на душу населения, а в 2010 году – 71,9 л. Разница – 2,3%.

И наоборот, там, где алкоголем торговали 17-19 часов в сутки (таких регионов 7), есть прибавка по продажам – 0,57%. В 2009 году продажи составляли 35,9 литров чистого спирта на человека, а в 2010 году – 36,08 л.

В целом, там, где идет «безлимитная» торговля алкоголем (9 регионов), наблюдается «существенный рост продаж спиртного» – 3,36% (с 50,31 л на душу населения до 52,01 л).

«Существует четкая корреляция временных запретов на продажу алкоголя с объемом потребляемого спиртного», – сделала общий вывод Наталья Хоркина.

Активизируются ли самогонщики?

В качестве одного из доводов против ограничения продаж легального спиртного, как правило, фигурирует «возможный рост потребления самогона». Однако, как показало исследование РМЭЗ в 2010 году, этот контраргумент не совсем верен. Наталья Хоркина пояснила: «Объем потребления самогона ниже там, где есть рамки потребления [легального] алкоголя».

Среднесуточное потребление самогона сократилось именно там, где действовали лимиты на продажу спиртного. Так, в регионах, которые ввели временные ограничения, среднесуточное потребление самогона уменьшилось с 260,7 г в 2009 г. до 235,5 г в 2010 г. В регионах без временных запретов эти показатели поднялись с 270 г в 2009 г. до 276,6 г в 2010 г.

«Сухой закон» спасал жизни

Наталья Хоркина привела в пример две наиболее эффективные антиалкогольные кампании. В 1914-1917 годах действовал радикальный «сухой закон» – постановление императора Николая П о полном запрете на продажу крепких спиртных напитков, напомнила эксперт. Среднедушевое потребление алкоголя тогда резко сократилось – с 4,7 л до 0,2 л.

В эпоху Михаила Горбачева, в 1985-1990 годах, также шла масштабная война со спиртным. Было запрещено торговать алкоголем с 19 часов до 14 часов следующего дня. В итоге продажи алкоголя уменьшились в 2,5 раза. И это дало небывалый демографический эффект, отмечается в докладе. Смертность от алкогольных отравлений сократилась на 56%, от насилия и несчастных случаев – на 36%. Продолжительность жизни мужчин выросла на 2,5 года.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.106 сек.
Яндекс.Метрика