26 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 06:00:28
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Интервью Заместителя Министра финансов РФ С.А.Сторчака "Российской газете"




Источник: Минфин России
добавлено: 12-09-2013
просмотров: 2749
Страны "двадцатки" намерены побороться за 90 триллионов долларов, которые бизнес отказывается вкладывать в экономики своих государств. А также разобраться с теневым банкингом и сделать прозрачнее офшоры.

Эти и другие вопросы будут обсуждать на саммите G20, который открывается завтра в Санкт-Петербурге. О них в эксклюзивном интервью "РГ" рассказал заместитель министра финансов Сергей Сторчак.

Наша страна председательствует в G20 с декабря 2012 года. А Сторчак курирует в минфине взаимодействие России с международными финансовыми институтами, а также с G8 и G20. Именно он занимается в министерстве организацией работы по подготовке и проведению мероприятий в рамках нашего председательства в "Группе 20".

Сергей Анатольевич, вы не раз говорили, что сегодня одна из главных проблем финансового сектора многих стран - теневой банкинг. Насколько это актуально для России?

Сергей Сторчак: Обращаю внимание: это не криминал, не преступники. Это институты, находящиеся за рамками национальных банковских систем. Они привлекли к себе внимание, к сожалению, достаточно поздно, когда разразился глобальный кризис.

Анализ его причин показал, что прежде всего в развитых экономиках финансовым посредничеством занимаются небанковские организации, то есть структуры, не имеющие лицензий, не попадающие под регулирование или регулируемые недостаточно.

Если учесть, что в США, по некоторым данным, на такой небанковский сектор или теневой банкинг, приходится 40 процентов ВВП - то есть в нем участвует огромное число фирм и компаний с большими финансовыми ресурсами, понятно, что вопрос регулирования этой сферы назрел.

Есть теневой банкинг и в России. Классический пример - терминалы по оплате услуг. Регулятор, надо полагать, достоверно не знает, кто эти автоматы на самом деле держит. Не уверен, что их деятельность специально регулируется. И на самом деле таких структур очень много.

И что "двадцатка" решила делать с теневым банкингом?

Сергей Сторчак: Основную нагрузку в этой сфере взял на себя Совет финансовой стабильности. В нем создано 5 рабочих групп, которые и занимаются изучением проблемы.

Например, одна из групп занимается фондами денежных рынков. Еще одна рынком РЕПО. Любопытно, что в трактовке Совета по финансовой стабильности это тоже теневой банкинг, а у нас в стране классическая деятельность подавляющего количества коммерческих банков. Есть группа, которая пытается выяснить, какие существуют связи между теневым и стандартным банкингом. Причина интереса очевидна: если как следует покопаться в этом теневом банкинге, окажется, что очень много работающих в нем юрлиц создано самими банками. Возможно, отчасти как раз для того, чтобы выйти из-под надзора регуляторов.

Вот и надо понять эти связи, вывести игроков "из тени". В общем, мне самому любопытно, чем завершится эта работа.

Как вы думаете, какая тема на встрече лидеров "двадцатки" будет самой горячей?

Сергей Сторчак: Повестка дня лидеров обширна. Формально там будет четыре сессии, в каждой из них зашито еще несколько подтем. И в общей сложности лидерам предстоит обменяться мнениями и дать поручения примерно по 14 - 16 направлениям.

Но, я думаю, ключевым нервом многосторонней дискуссии может стать такой вопрос, как противодействие размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из юрисдикций, где создается добавленная стоимость.

"Двадцатка" раньше налоговыми вопросами не занималась. Обращение к этой теме российская заслуга?

Сергей Сторчак: Интерес "Группы двадцати" к этой теме прямо связан с финансовым кризисом. Доходные части бюджетов большинства юрисдикций стали испытывать серьезные нагрузки в смысле недополучения доходов. Естественная реакция политических руководителей понять, в чем тут дело. Связано ли это только с падением деловой активности или есть другие причины?

Здесь первыми, надо отдать им должное, высказали беспокойство США. Хотя, честно говоря, они подметили очевидное: многие американские корпорации - лидеры своих отраслей - вывели производство за национальную территорию. И как источники пополнения доходов бюджета стали играть меньшую роль по сравнению с мелкими и средними предпринимателями, осуществляющими производство у себя в стране. Транснациональные корпорации как интегрированные многоярусные конгломераты производят продукцию в разных странах мира. Между тем и за счет внутрикорпоративных трансфертных цен, а также систем внутреннего кредитования имеют возможности уменьшать налогооблагаемую базу. Часто они делают это весьма успешно.

На июньской встрече глав минфинов в Москве страны "двадцатки" договорились обмениваться информацией о налогоплательщиках. Но такой обмен существует и сейчас, чем будет отличаться новый порядок?

Сергей Сторчак: Сейчас обмен осуществляется на основе двусторонних международных соглашений. Можете представить, сколько таких документов подписано у каждой отдельно взятой страны. Только у России их было 80.

Теперь поставлена задача выйти на уровень автоматического обмена информацией в многостороннем формате. Речь идет о том, чтобы страны обменивались налоговыми данными по заранее известным правилам, чтобы каждая юрисдикция получала ей необходимый объем информации по деятельности того или иного резидента. Или нерезидента, который участвует в производстве и сбыте продукции на территории одной страны, а налоги предпочитает платить в другой.

А в получении информации от какой страны в первую очередь заинтересована Россия?

Сергей Сторчак: Однозначного ответа на этот вопрос нет. Экономическая среда меняется очень быстро. Долгое время лидером по инвестициям в России была одна небольшая европейская страна.

После известных событий она это первенство утратила. Но очевидно, что больше всего интерес к оперативному, без бюрократических проволочек, взаимному сотрудничеству в тех случаях, когда у стран большой товарооборот. На нынешнем этапе ключевые партнеры России западноевропейские государства. Соответственно наши налоговики больше всего заинтересованы в развитии отношений с коллегами из этих стран. Но механизм многостороннего автоматического обмена хорош как раз тем, что позволяет быстро реагировать на любые изменения, подстроиться под любые приоритеты.

Цифра: 16 Тем предстоит обсудить за два дня лидерам G20 на саммите в Петербурге

Россия подняла в "двадцатке" такую тему, как поиск новых источников для финансирования экономического роста. А какой новый поворот здесь возможен?

Сергей Сторчак: В начале нашего председательства для многих партнеров тема действительно казалась неочевидной, потому что, казалось бы, все здесь сказано. Инвестиции традиционно финансируются из трех источников: банковский сектор, финансовые рынки и национальные бюджеты. Но проблема в том, что раньше эти источники работали успешно, из них черпались ресурсы и строились заводы, фабрики и все остальное. Но в посткризисный период начиная с 2009 года инвестиционная активность резко упала. Хотя ликвидность, которой располагают коммерческие банки, не уменьшилась. Она скорее растет, в том числе из-за того, что развитые страны вынуждены проводить политику количественного смягчения.

То есть деньги есть, а в экономику они не идут. Проблема? Проблема. Ее решением мы и предложили заняться коллегам по G20.

И как, найден способ притянуть деньги в экономику?

Сергей Сторчак: Мы согласовали целую программу действий на ближайшие два года, связанную с изучением факторов, оказывающих влияние на перетоки денежных средств из банковского сектора и финансовых рынков в промышленность, в целом в реальный сектор. Дальше она будет развиваться под новым председательством по 5 направлениям.

Первое направление - роль финансовых рынков, прежде всего в национальных валютах. Второе - определение каждым членом "двадцатки" внутренних ограничений, препятствующих долгосрочным капиталовложениям. Третье - государственный капитал, то есть все, что связано с госбюджетами, а также многосторонними банками развития. Четвертое направление - мониторинг влияния реформы финансового регулирования, ставшей самым крупным проектом группы двадцати последних трех лет. Она затрагивает основу основ - банковскую систему, а также в значительной мере еще и финансовые рынки, и естественно предположить, что реформа может сказаться на инвестиционной активности. Наконец, отдельно рассматривается роль частного сектора в целом.

Частный сектор - это что: средства банков, игроков фондового рынка?

Сергей Сторчак: Наполнение этого компонента программы предстоит еще определить. Но речь идет прежде всего о том, как задействовать огромные ресурсы институциональных инвесторов, которые накоплены за последние пятнадцать лет. Их сумма составляет, по разным оценкам, до 90 триллионов долларов США - это пять ВВП США. В основном это пенсионные накопления, а также ресурсы, которыми управляют страховые компании.

Сейчас, как правило, за счет этих ресурсов покупаются инструменты вторичного рынка, особенно когда речь идет об акциях. Вопрос в том, чтобы стимулировать институциональных инвесторов приобретать ценные бумаги при первичном размещении акций или облигаций. Юрисдикция, сумевшая предложить инвесторам такие финансовые инструменты, которые их устроят (а для них важны ликвидность, надежность и доходность), получит сильное конкурентное преимущество.

Еще одна российская тема "двадцатки" - финансовая грамотность. У нас ведь уже есть собственный проект по этому направлению...

Сергей Сторчак: Да, у нас подписано по этому поводу соглашение со Всемирным банком. Проект рассчитан на пять лет, но по деньгам небольшой. 120 миллионов долларов на всю нашу большую страну. По условиям своими деньгами в нем должны участвовать и регионы.

Смысл в том, что субъекты выделяют определенные деньги для реализации местных программ повышения финансового образования, а мы их софинансируем. Обычно в пропорции 50 на 50, но соотношение может быть и другим - субъекты ведь разные и мы тоже стараемся быть максимально гибкими. Стартовали с Калининградской и Волгоградской областей. Недавно минфин разослал приглашения присоединиться к программе всем субъектам Федерации. Больше 10 из них направили нам конкретные заявки на участие. Конкурсная комиссия должна будет отобрать 5 - 7 из них для участия в проекте.

Финансовый мир динамичен, быстро меняется, важно создать структуру, которая будет поддерживать уровень финансового образования постоянно, начиная со школьной скамьи и заканчивая глубокой старостью. Поэтому региональные программы повышения финграмотности должны быть спланированы на много лет вперед.

И что в них может быть?

Сергей Сторчак: Да все что угодно! Регионы уже сейчас выпускают специальные брошюры, учебники. Неплохо было бы и в школах иметь предмет "Финансовая грамотность". Любопытные вещи показывают коллеги из других стран. Например, в ЮАР стали популярны игровые фильмы на тему ошибок, которые допускают люди при использовании финансовых продуктов. Чаще всего они связаны с получением кредитов: не там взяли, не на тех условиях, неправильно использовали. Это все воплощается в игровую форму, показывается по ТВ в прайм-тайм. Я думаю, у нас тоже есть спрос на подобные материалы и они обязательно появятся.

Если наши планы будут реализованы, это станет самым конкретным вкладом в финансовую безопасность граждан. Вот посмотрите, разве мое поколение кто-то учил пользоваться кредитными карточками? Многие люди о них раньше даже не слышали, а теперь у них на руках инструмент, с помощью которого можно получить доступ к товарам и услугам, практически не имея денег. Как в этом разобраться? Мне кажется, об этом обязательно надо говорить.

А чем завершилась и завершилась ли эпопея с созданием Росфинагентства, которое должно было управлять средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния?

Сергей Сторчак: Мы прошли первое чтение законопроекта о создании Росфинагентства. Но наша идея о создании агентства в форме ОАО в Госдуме поддержки не нашла.

Сейчас вопрос о создании какой-то новой структуры взамен Росфинагентству не стоит. Мы выполняем решение президента и работаем совместно с Банком России над тем, чтобы предложить альтернативные способы повышения эффективности управления средствами фондов. Первый шаг - внесение изменений в порядок инвестирования средств, накопленных в ФНБ, в различные инструменты и расширение числа разрешенных валют. По сути это попытка найти альтернативу тому, чтобы передавать средства фондов в управление Росфинагентству.

Вы сожалеете, что идея с агентством, которая обсуждалась много лет, так, похоже, и не состоится?

Сергей Сторчак: Поражение есть поражение, и я готов его признать. Хотя и не считаю, что профессионально мы в чем-то ошиблись. А вообще-то важно другое - существует проблема повышения эффективности управления большими средствами, накопленными в наших подушках безопасности. И ее надо решать. Надо попытаться заставить эти ресурсы работать на российскую экономику и стимулировать экономический рост. Если это получится, вырастут и доходы, получаемые от управления деньгами фондов. Но ответственность, связанная с принятием инвестиционных решений, очень высока.

Экономисты весь этот год спорят: то ли у нас стагнация, то ли рецессия. А вы как считаете?

Сергей Сторчак: Причины замедления темпов роста российской экономики нам еще предстоит понять. Почему при высоком уровне цен на нефть мы вдруг стали показывать затухающие темпы роста? Мне лично это не ясно. Из-за того, что упал спрос на минеральные удобрения и металлы? Они все равно не играют равную с нефтью роль в экспорте. Но уменьшение темпов роста ВВП очевидно для всех. А рецессия это или стагнация, важно, скорее, с точки зрения терминологии. Для обыкновенного человека, не теоретика-экономиста, это не так уж принципиально.

Изменить ситуацию можно?

Сергей Сторчак: Все меры борьбы с замедлением экономики на слуху. Они фокусируются на улучшении инвестиционного климата. А это, значит, и повышение интереса широкого слоя людей к частному предпринимательству. Пока статистика показывает, что количество предприятий, прежде всего небольших, сокращается. По опросам общественного мнения, у молодых людей наблюдается четкое падение интереса к индивидуальному предпринимательству. Когда половина респондентов говорит, что хочет пойти работать в госсектор, это очень плохо. Поэтому задача властей обеспечить хорошую среду для предпринимательства. Решим эту задачу, и экономика пойдет на лад.

В мире все не так плохо: американцам каким-то образом удается начать разбег, у европейцев появился "свет в конце тоннеля", определенную динамику показывает экономика Японии. Будем надеяться, что восстановление деловой активности будет проходить на здоровой основе. А это даст сильный импульс к развитию всех других экономик. Для меня это очевидно.

Вопрос ребром

Сергей Анатольевич, когда, наконец, финансовые услуги в нашей стране по-настоящему "шагнут в массы"? Говорим мы о них много, но по большому счету широкое хождение имеют лишь банковские депозиты и кредиты...

Сергей Сторчак: Мы хотим, чтобы россияне имели больше возможностей для приобретения облигаций. Возможно, будет принята норма, что доходы, получаемые от инвестиций в облигации федерального займа, не будут облагаться налогом. Вот вам и прямая дорожка к массовому потребителю. Остается создать механизм, чтобы человек, получив зарплату, мог легко и быстро купить облигации федерального займа.

Один из банков запустил проект по депозитным сертификатам. Необходимо, чтобы люди к такому продукту тоже привыкали.

Важно объяснять, в чем прелесть депозитного сертификата: он, в отличие от обычного банковского счета, ликвидный инструмент. На депозит вы деньги положили и будьте любезны дождаться окончания его срока, прежде чем получите доход. А если будете снимать раньше и откажетесь от договора, то получите только свой вклад, без процентов. С депозитным сертификатом этого не происходит, из него можно выйти без потерь.

Думаю, постепенно все это будет развиваться.

О чем шла речь?

Доходы граждан от вложений в облигации федерального займа могут освободить от налогов.

Страны G20 будут обмениваться налоговыми данными в режиме онлайн, и станет ясно, где компании зарабатывают, а где платят налоги.

Как повысить финансовую безопасность россиян и сколько денег выделить на это регионам. 

Почему при нынешних высоких ценах на нефть российская экономика вдруг стала показывать затухающие темпы роста.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.096 сек.
Яндекс.Метрика