Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практический опыт управления финансами с помощью системы «стандарт-кост»Источник: Журнал "Финансовый директор" добавлено: 10-10-2013
просмотров: 3395 Когда собственники бизнеса и руководители интересуются финансовой отчетностью, например в разрезах «продукт», «регион», «проект», возникает ряд сложностей в восприятии отдельных показателей, в том числе и для самих финансистов. В этом случае может помочь система «стандарт-кост». Но для ее внедрения необходимо проанализировать бизнес-процессы, разработать отчеты и регламент их подготовки.
На самом деле метод «стандарт-кост» очень прост в применении и позволяет быстро получить все необходимые для управления отчеты, не завися от учетной системы и бухгалтерии. Он обладает целым рядом преимуществ и позволяет решать множество задач:
Структура отчета о прибылях и убытках по методу «стандарт-кост»Рассмотрим структуру сводного отчета о прибылях и убытках по «стандарт-кост» на примере фармацевтической компании (см. таблицу). таблица. Структура сводного отчета о прибылях и убытках по методу «стандарт-кост», млн руб.
Форма отчета не содержит таких статей, как «Чистая прибыль» или EBITDA, также нет и общехозяйственных расходов, процентов за кредит, прочих доходов и расходов. Все эти показатели просто нерелевантны при принятии решений, для которых данные отчеты созданы. Более того, состав релевантных показателей различается, но в каждой таблице приводятся интегральные значения, которые позволяют контролировать единство данных и ограничивают «полет фантазии» при декомпозиции. В некоторых случаях все же приходится прибегнуть к распределению расходов по выбранным базам, но увлекаться этим не стоит. Лучше обойтись вообще без распределений, что, впрочем, не всегда получается. Например, для всего продуктового портфеля важны как отчеты дистрибьюторов о региональных продажах, так и аналитические базы и исследования рынка, которые обычно покупаются одним пакетом. Таким образом, в приведенных отчетах отражаются только те показатели, которые находятся под управлением того или иного подразделения. Они дают возможность сопоставлять продукты, регионы, дистрибьюторов, и их можно подготовить очень быстро вплоть до раздела «отклонения», что максимально понятно линейным менеджерам-нефинансистам. При внедрении системы «стандарт-кост» необходим период обкатки. В первые месяцы работы по новым правилам показатели нормативной себестоимости могут существенно отличаться от фактической как в сторону увеличения, так и уменьшения. Поэтому финансистам в этот период стоит быть особо внимательными и фиксировать, а также анализировать расхождения. Дальнейшая корректировка показателей сблизит старую и новую системы, что позволит перейти на «стандарт-кост» и определить целевые показатели себестоимости. Алгоритм составления отчета о прибылях и убытках по методу «стандарт-кост»Начнем со строки «Продажи». Данные по продажам берутся из документов на отгрузку или напрямую из учетной системы. Здесь возникает вопрос: что делать с различными скидками (за объем, за своевременность оплаты, за региональную структуру продаж), возвратами и дифференцированными прайс-листами (например, для продаж в России и странах СНГ, несколькими вариантами отсрочки платежа и оплатами с использованием аванса)? Эти нюансы стоит обсудить с потребителями информации — топ-менеджерами. Следует учесть, что такие вопросы относятся скорее к условиям работы коммерческой службы, нежели к производству, продвижению или конечному потреблению. Поэтому их можно учитывать в отчете по дистрибьюторам, используя строки «Продажи в ценах основного прайс-листа» и «Бонусы», что позволит сопоставлять контрагентов. При этом итог по строке «Продажи» будет содержать идентичные данные во всех отчетах. Переходим к «Нормативной себестоимости». В таблице этот показатель декомпозирован на «Прямые затраты сырья и материалов», «Расходы на контроль качества по сериям» и «Общепроизводственные расходы (ОПР) в себестоимости проданного продукта». Нормативная себестоимость единицы продукции, как и итоговая себестоимость продаж, одинакова во всех отчетах. С прямыми затратами сырья и материалов все более-менее понятно. На каждом переделе в процессе производства существуют нормы потребления, лимитно-заборные карты, а также информация о возврате на склад недоиспользованных материалов. В отделе снабжения всегда есть данные о закупочных ценах на эти материалы. При этом следует отметить, что производственники всегда завышают нормы потребления, что приводит к увеличению запасов сырья и материалов или отказу от плановых закупок. Анализ отклонений в потреблении сырья и материалов в натуральном выражении поможет достаточно быстро рассчитать реальный уровень потребления. Но как его снизить? Этот вопрос должны решать не финансисты, а производственно-технологический отдел. Например, можно установить данный уровень как норматив на текущий период (обычно до года), а затем скорректировать. Аналогично можно действовать и для определения средних цен на материалы. Отдельно стоит отметить, что в прямые затраты на продукт не включены расходы на тепло- и электроэнергию, поскольку для фармацевтической отрасли эти расходы постоянны — производство высокотехнологичное и относительно малоэнергоемкое. Естественно, для иных сфер деятельности, например металлургии, эти значения могут существенно отличаться. Следующая строка — «Общепроизводственные расходы в себестоимости». Здесь все зависит от технологии, поэтому рассмотрим только базовые шаги, которые необходимо пройти в любом случае. Финансовый директор определяет:
Далее с учетом инфраструктурных расходов предстоит «оцифровать» затраты на производственное оборудование, определить «Общепроизводственные расходы» на одну типовую партию при оптимальной загрузке. На этом этапе возникает вопрос: если оборудование предназначено для производства только одного продукта, но имеет различную производительность, надо ли неиспользуемую разницу более производительного оборудования относить к расходам на содержание незадействованных мощностей? По мнению автора, этого делать не нужно. Все затраты в этом случае должны быть распределены на объем, ограниченный производительностью самого узкого места. Теперь следует повторить перечисленные шаги для всех продуктов компании. После того как финансовый директор получил результаты исследования, остается сделать всего два шага:
Если в запросах на ресурс при производстве нескольких продуктов получилось материальное пересечение, придется переоценить реально достижимую производительность по продукту для каждого из них и, соответственно, нормативную себестоимость каждого изделия. Еще несколько строк в отчетах о прибылях и убытках по продукту и по региону (см. «Дополнительный материал» на сайте www.fd.ru) относятся к расходам на продвижение. Эти строки имеют смысл только в том случае, если маркетинговые расходы планируются в разрезе «продукт — регион». Данные бюджета могут и должны быть использованы для распределения фактически произведенных затрат (обычно по данным первичной документации такого распределения нет) на продукт или регион в тех случаях, когда затраты на ведение учета (включая организацию получения первичных документов от контрагентов) в разрезе «продукт — регион» превышают предполагаемую выгоду. Переходим к «Расходам на доставку и страховку» в отчете о прибылях и убытках по продукту, региону и контрагенту. Если по условиям договора компания доставляет продукт контрагенту, то все расходы на транспортировку включаются в цену. Если какой-либо из продуктов требует специальных, то есть более затратных условий перевозки (например, постоянное соблюдение температурного режима или обязательную подготовительную работу перед транспортировкой), эти затраты необходимо отнести к расходам на регион и (или) продукт. Использование показателей «Маржинальная прибыль № 1» и «Маржинальная прибыль № 2» могут ввести в заблуждение при соотнесении показателей между продуктами (регионами) или при оценке динамики рентабельности продукта (региона) во времени. Поэтому желательно использовать показатели «Операционная прибыль по региону» и «Прибыль в разрезе контрагентов с учетом расходов на доставку», в которые вложен более глубокий смысл для оценки и сравнения рентабельности. Результаты внедрения системы «стандарт-кост»В итоге этой непростой работы финансовый директор получает:
Помимо результата, полученного в ходе проделанной работы по внедрению системы «стандарт-кост», финансовому директору достается еще несколько «бонусов», а именно: он определяет все элементы финансовой модели предприятия и выявляет многие из существующих ограничений. Это упрощает вопросы моделирования при разработке стратегии компании, оценке инвестиций в новые продукты или при принятии решения о дальнейшем производстве существующих продуктов. Дополнительные материалы к статье можно скачать тут. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|