26 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 01:24:30
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

На свой риск: почему бизнесмены обходят венчурные фонды стороной



Алексей Соловьев, управляющий директор Prostor Capital
Источник: Forbes
добавлено: 26-11-2013
просмотров: 2532
Владельцы бизнеса предпочитают инвестировать в стартапы самостоятельно. Хорошо ли это?

Почему все больше венчурных фондов впадают в состояние летаргического сна — либо не инвестируют вообще, либо ограничиваются одним или двумя вложениями в год? В первую очередь, эти симптомы можно наблюдать у венчурных структур, которые замаскированы под рыночные, а на самом деле представляют собой family office преуспевающих бизнесменов, владельцев крупных корпораций и просто богатых людей. Предприниматели, заработав состояние, в определенный момент жизни решают часть капитала вложить в высокорисковые новые проекты. При этом они не передают средства в специализированные венчурные фонды, а создают такие структуры внутри своих корпораций. 

Венчурный фонд, создаваемый внутри действующего бизнеса, — непрофильный вид деятельности. По законам логики и в практике развитых рынков такая схема предполагает передачу функции управления на аутсорсинг. Представьте, например, что владелец банка решил инвестировать средства в новое месторождение или строительство торгового центра: вряд ли он будет реализовывать такую затею самостоятельно, потому что это сложные технологические проекты, требующие специальных знаний и навыков. Но венчурной практикой владелец бизнеса в большинстве случаев предпочитает управлять самостоятельно. Почему? Причин как минимум три.

Первая — иллюзия простоты. Имея весомый управленческий опыт в своей собственной индустрии, а также успешный опыт традиционных инвестиций, владельцы бизнеса полагают, что легко справятся и с венчурными инвестициями. Тем более если в качестве объекта вложений рассматривается потребительский проект в интернете — онлайн-сервис для заказа авиабилетов, сайт знакомств или мобильная игра (кто не пользовался первым, не заходил на второй и не устанавливал третью?). Вторая причина — иллюзия экономии. Безусловно, самостоятельные инвестиции обходятся дешевле, ведь за внешнее управление надо платить — минимум 2–3% от общего объема инвестиций в год. Кроме того, с управляющим нужно делиться прибылью. И, наконец, третья причина — недоверие. Два экономических кризиса за 20 лет существования российского бизнеса укрепили привычку доверять только себе. Недоверие к аутсорсингу профессиональных венчурных услуг подогревается отсутствием убедительного успешного опыта со стороны профессиональных управляющих венчурными фондами. Большинство из них могут похвастаться достижениями только в смежных областях, ведь венчурный бизнес в России слишком молод.

На первый взгляд, желание бизнесменов вкладываться в новые проекты выглядит позитивным явлением. Действительно, значительное количество российских предпринимателей имеют много свободных средств. Однако широко распространенная практика «самостоятельного инвестирования» приводит к тому, что, например, в прошлом году, по оценкам «Российской венчурной компании», в России спящих фондов было больше, чем активных. Ведь рано или поздно отсутствие профильного опыта, завышенные ожидания относительно сроков возврата инвестиций, ошибки в оценках проектов приводят к сворачиванию венчурной активности и переходу структуры в разряд «спящей».

Корпоративные и семейные венчурные инвесторы, действуя в привычной для них парадигме, ожидают быстрой прибыли от своих инвестиций — дольше года-полутора они не готовы ждать. Но венчурные инвестиции так быстро не окупаются, для того чтобы получить результат, нужно вложиться минимум в 10–15 новых компаний и ждать 5–7 лет. Не получив желаемого, инвесторы сворачивают активность и тоже становятся «спящими». 

Такие инвестиции вредят всему венчурному рынку в целом. Стремясь заполучить в свой портфель лучшие стартапы, управляющие корпоративными и семейными деньгами предлагают нерыночные условия, например, могут согласиться на покупку меньшей доли за большую сумму. Тем самым они перегревают рынок стартапов, формируя у новых компаний неверные ожидания относительно оценок бизнеса и объемов инвестиций, и сводят на нет усилия профессиональных венчурных игроков по выстраиванию и поддержке баланса интересов.

Предпринимателям такие вложения приносят больше вреда, чем пользы, — семейные венчурные инвесторы могут предложить им только деньги, а стартапам нужна еще и экспертная поддержка, без которой вложенные в новый бизнес деньги оказываются потраченными впустую.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.103 сек.
Яндекс.Метрика