Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как «многостаночники» создают хаос в компании?Татьяна Соколова, вице-президент в «STCGroup» Источник: E-xecutive добавлено: 29-11-2013
просмотров: 12442 Почему традиционная линейная структура продаж – неэффективна? Как перевести маркетинговый отдел компании на «дивизионную» структуру? Неужели «универсальные» сотрудники – это разрушители бизнес-процессов? Татьяна Соколова о качественном оздоровлении системы продаж.
Структура блока продаж является прямым отражением стратегии бизнеса, а также инструментом достижения тактических целей любого бизнеса. Рано или поздно компания задумывается:
Наиболее распространена линейная структура отдела продаж. Когда каждый сотрудник «универсален». Из-за отсутствия функциональной специализации – рабочее время используется не совсем эффективно. При такой хаотичной организации работы каждый менеджер может быть занят абсолютно всеми функциями от привлечения клиентов до обслуживания прохождения заказа и даже беготни на склад – что, согласитесь, не очень эффективно. «Плюсы» линейной структуры:
«Минусы» линейной структуры:
Занимаясь реструктуризацией продаж, мы часто проводим разделение функциональных обязанностей сотрудников. Перестраиваем линейную структуру в т.н. «дивизионную» структуру продаж. Когда блок продаж делится на четкие функциональные группы, с присущими только их специфике задачами. Создаются структурные мини-подгруппы («дивизионы»), состоящие из специалистов разного профиля, но взаимосвязанные системой мотивации на общий командный результат. Пример построения подобных дивизионов приведен на Рис.1. Рисунок 1. Пример дивизионной структуры отдела активных продаж. Распределение задач отдела между сотрудникамиКак известно, все люди делятся на «гуманитариев» и «логиков-аналитиков». На «управленцев» и «технических исполнителей». Кто-то любит быстроменяющиеся задачи и риск (менеджеры по продажам; менеджеры по привлечению клиентов). А кто-то склонен к неменяющимся «рутинным» задачам (бухгалтерия, технические специалисты). Поэтому если вы хотите, чтобы отдел работал как боеспособная ударная единица – нужно не только правильно продумать его структуру. Но и грамотно подбирать в отдельные структурные подразделения сотрудников с максимальной склонностью именно к определенным видам работ. Если в компании менеджеры-многостаночники (тянут абсолютно все функции) – эффективность будет ниже. Если сотрудники отдела разделены по функционалу и работает слаженный конвейер:
И есть технические ассистенты поддерживающей Support-службы – то прирост оборота можно сделать быстро и достойно. Конечно, многое зависит от модели системы мотивации. (Мне больше нравится модель «ССП» – система сбалансированных показателей). Немаловажной в развитии продаж является личность руководителя. Даже в условиях экономии «экономность» должна быть разумной. Нужно понимать, что за минимальные деньги невозможно найти профессионального менеджера. Новичка, даже с хорошими задатками продавца – нужно учить. А это время, за которое упускаются реальные возможности. Развитие организационной структуры блока продаж также требует времени. При этом максимальная эффективность работы отдела достигается за счет очень четкого распределения обязанностей между специалистами, занимающимися разными индивидуальными задачами: Таблица 3. Пример матрицы распределения функциональных обязанностей.
Встречается несколько вариантов дальнейшей судьбы «привлеченного» нового клиента:
Эффективность работы менеджераВ общем виде замеры эффективности необходимо проводить на каждой стадии прохождения сделки (продажи). Число таких стадий зависит от длительности цикла продаж. Пример отчета по сравнительной оценке эффективности менеджеров приведен на Рис.2. Рисунок 2. Пример отчета «Активность менеджеров». В основу рабочего цикла ложится цепочка бизнес-процессов, действующих в компании, связанная с обслуживанием заказов новых и работающих клиентов. В зависимости от специфики бизнеса (длины цепочки продаж), продажи делятся на «блиц» (короткие) и «долгоиграющие» (длинные) продажи (см. Табл. 1). Таблица 1. Настройка цепочки бизнес-процессов в зависимости от длины цикла продажи
Еще одно из направлений «подтягивания» эффективности работы (прозрачности) – техника прогнозирования ожидаемых заказов (отгрузок). Как ввести технику прогнозирование на уровне менеджеров?Предварительный план на отдел и каждого отдельного менеджера не «спускается сверху». А в конце отчетного месяца каждый менеджер сдает РОП (руководителю отдела продаж) прогноз ожидаемых сумм заказов/продаж по каждому своему клиенту (желательно автоматизировать такой сервис). Окончательный план (бюджет) продаж согласовывается РОП с финансовым директором и утверждается окончательно генеральным директором и после утверждения отслеживается план-факт. 1. Отдел получает общий план продаж на предстоящий месяц, план по привлечению клиентов, план по продвижению конкретных видов товаров или услуг. 2. Общий план отдела распределяется между менеджерами (в зависимости от веса и формата клиентской базы). Желательно, чтобы действовал принцип равномерного распределения плана между менеджерами – исходя из равномерного распределения клиентов между ними. 3. Менеджер по продажам строит прогноз продаж по отдельным видам услуг, по каждому клиенту. Конечно, менеджеры могут начать говорить: «мы не волшебники, не знаем планов наших клиентов» (но это зависит от уровня общения с клиентом, степени квалификации менеджера). 4. В конце месяца при общении с клиентом менеджер прорабатывает вопрос прогнозной ассортиментной матрицы на предстоящий месяц (например, в виде дополнительного соглашения к договору поставки). Фиксирует в прогнозном файле суммы и даты предполагаемых сделок (например, файл в формате Excel). Пример такой формы приведен на Рис. 3. 5. Перед началом процесса планирования менеджер проводит предварительную сегментацию клиентов (в текущей БД клиентов менеджера или в CRM-системе, заполняя информационные поля о клиенте). Итогом проведенной работы является выделение клиентов групп «Потенциал» и «Развитие». Эти группы клиентов имеют потенциал роста и отрабатываются менеджером в первую очередь. В своей работе с клиентами менеджер руководствуется «Стратегией работы с клиентскими группами» (желательно ее прописать и приложить к «Сбытовой политике» предприятия). 6. В ходе текущей работы в течение месяца менеджер постоянно контролирует выполнение прогнозов продаж по каждому клиенту, прилагая все усилия для его выполнения. В подобную форму можно также добавить и классификатор товаров или услуг. Рисунок 3. Отчет по текущим и планируемым сделкам. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|