![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новая экономика и российская специфика |
N | Параметры | Виоленты | Патиенты | Эксплеренты | Коммутанты |
1 | Уровень конкуренции | Высокий | Низкий | Средний | Средний |
2 | Новизна отрасли (рынка) | Новая | Зрелая | Новая | Новая, Зрелая |
3 | Размер компании | Крупная | Крупная, средняя, малая | Средняя, малая | Малая |
4 | Сектор рынка | Массовый, стандартный | Массовый, нестандартный | Инновационный | Локальный |
5 | Тип производства | Массовое | Специализированный | Экспериментальное | Универсальное (малое) |
6 | Расходы на НИОКР | Высокие | Низкие | Высокие | Низкие (или отсутствуют) |
7 | Конкурентные преимущества | Высокая производительность | Приспособленность к особому рынку | Опережение в нововведениях | Гибкость |
8 | Динамизм развития фирмы | Высокий | Средний | Высокий | Низкий |
9 | Издержки | Низкие | Средние | Низкие | Низкие |
10 | Качество | Среднее | Высокое | Высокое | Среднее |
11 | Реклама | Массовая | Специализированная | Практически отсутствует | Отсутствует |
12 | Сбытовая сеть | Собственная или контролируемая | Собственная или контролируемая | Отсутствует | Отсутствует |
13 | Реклама | Массовая | Специализированная | Отсутствует | Отсутствует |
Й. Шумпетер выделял пять типичных изменений, определяющих сектора инновационной деятельности. Высокие стандарты качества и особенности конкурентной ниши заставили "Системные технологии" работать во всех секторах инновационной деятельности.
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа). В начале своей деятельности фирма столкнулась с необходимостью особо точных измерений, причем на промышленном уровне, что заставило разрабатывать принципиально новые приборы;
2. Внедрение продукции с новыми свойствами. Представленный комплекс, являясь уникальной научной разработкой (в мировой практике!), позволял поставить измерения на качественно новый уровень и отслеживать динамику измерения индивидуальных показателей каждого работника. Отметим, что комплекс, существенная часть которого работает в условиях сильных магнитных полей, вибрации и т.д. обладает несколькими степенями защиты;
3. Использование новой сырьевой базы. Под сырьевой базой НПП Системные технологии понимает не только микросхемы и процессоры, но весь спектр продуктов других предприятий, используемых для производства собственного продукта. При разработке комплекса НПП "Системные технологии" применяли известные (в том числе и западных фирм) продукты и создавали свои собственные на основе новых научных разработок и самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения. Проекты по реинжинирингу процесса обеспечения надежности, которые проводятся НПП "Системные технологии" внесли существенные изменения в организацию производственного процесса, активному делегированию полномочий, изменению идеологии управления;
5. Появление новых рынков сбыта, что вызвано появлением новой идеологии систем безопасности. Миссия компании (мы продаем не приборы - мы продаем технологию, повышающую надежность человеческого фактора) позволила создать принципиально новую (для России) рыночную нишу.
Итак, НПП "Системные технологии" не только реализует новые подходы в своей организационной структуре и управлении, но и занимается активным внедрением этих принципов в структуру деятельности своих клиентов. НПП "Системные технологии" разработало комплекс аппаратно-программных средств и организационно методических мероприятий для обеспечения высокой надежности человеческого фактора на транспортных предприятиях который позволяет на уровне технологии обеспечить снижение риска транспортных перевозок.
На схеме 1 представлена структура деятельности НПП "Системные технологии", ориентированная на повышение безопасности ее корпоративных клиентов. Отметим, что ключевым моментом деятельности фирмы является реинжиниринговая деятельность.
Основные предпосылки и решения при внедрении комплекса. Основной предпосылкой для этого является тот факт, что надежность и безопасность работы транспортных предприятий, равно как и производств, с повышенной вероятностью возникновения массовых катастроф, определяются двумя составляющими - надежностью техники и надежностью человеческого фактора. В то время как техника и профессиональная подготовка кадров всегда находятся в центре внимания руководителей таких предприятий. Представление о надежности человеческого фактора обычно находится только на уровне интуитивного понимания. Отсутствие научных методов, позволяющих на практике оценить "человеческую" составляющую, от которой существенно зависит безопасность пассажиров, побудило транспортные организации начать анализ этой составляющей своей деятельности. Данный анализ производился с целью поиска возможных путей увеличения безопасности перевозок за счет увеличения надежности человеческого фактора.
В 1993 году инициативная группа сотрудников лаборатории "Велга", которая в дальнейшем образовала НПП "Системные технологии", вступила в активное сотрудничество с Санкт-Петербургским Метрополитеном, предоставившем базу для проведения испытаний и взявшая на себя всю тяжесть внедренческого периода, в ходе которого была разработана система организационно-методических и программно-аппаратных средств, позволяющая увеличить надежность человеческого фактора.
Вполне понятно, что внедрение любых технологий, которые затрагивают интересы различных социальных групп, механизмы управления предприятием, и безопасность пассажиров требует взвешенного подхода и анализа результатов проведенных изменений. Именно поэтому таким длительным с 1993 по 1998 года был путь разработки и практической проверки аппаратно-программных средств, организационно-методических работ и оценка реакции социальных групп на их внедрение.
Решение, предложенное НПП "Системные технологии", для повышения безопасности человеческого фактора, основывалось на применении дополнительных пульсометрических измерений в рамках стандартных предрейсовых медицинских осмотров машинистов. В ходе измерений получали не только динамические показатели давления и пульса машиниста, но и некоторые дополнительные характеристики (степени возбуждения нервной системы и общего состояния кровеносной и сосудистой систем организма). Текущие измерения сопоставлялись с индивидуальными нормами машинистов, в результате чего, выявлялись представители переменной во времени "Группы повышенного риска развития патологических состояний".
Техническое решение, предложенное НПП "Системные технологии" для реализации поддержки контроля безопасности пассажирских перевозок предполагало построение единой среды для организации и анализа предрейсовых медицинских осмотров машинистов. Комплекс НПП "Системные технологии" имеет модульную структуру и реализован в объектно-ориентированной среде. Он берет на себя поддержку выделенной группы бизнес-процессов, отвечающих за контроль безопасности "человеческого фактора" в метрополитене. По своей структуре и функциональным возможностям данный комплекс может быть отнесен к особому классу информационных средств поддержки бизнеса.
Система выполнена как единый сетевой комплекс, объединяющий общей схемой бизнес?процессов, как аппаратно?программные компоненты, так и существующие службы транспортной организации, оснащая их взаимодействие новыми технологическими возможностями. Система предполагает наличие измерительных терминалов (здравпункты депо), административных терминалов (Служба локомотивного хозяйств, Врачебно санитарная служба, поликлиники, цеховые терапевты) и сервера. Каждый модуль данной структуры выполняет определенные задачи, которые и обеспечивают оптимальное взаимодействие для повышения надежности человеческого фактора, исключения случаев "внезапной смерти" в производственном процессе, заблаговременного выявления начального периода опасных заболеваний и сохранения квалифицированных кадров.
В измерительных комплексах системы используются уникальные алгоритмы, которые не имеют аналогов в мировой практике и обеспечивают исключительную надежность и точность измерений даже при проведении обследований в условиях дефицита времени. Система обеспечивает высокую надежность передачи данных с терминалов "нижнего уровня" на сервер и их синхронизацию в общей базе данных с разграничением прав доступа.
Данное техническое решение позволило снизить уровень неполноты и неточности информации о состоянии каждого машиниста, а так же понизить уровень вероятности неверной интерпретации набора стандартных или визуально наблюдаемых параметров состояния человека.
Архитектурное решение комплекса позволяет на практике объединить все подразделения метрополитена, задействованные в поддержке и реализации контроля безопасности, в единое информационное пространство. За счет заданной архитектуры комплекса нужная информация автоматически попадает в нужные функциональные подразделения. Следовательно, решения, требующие комплексного подхода, принимаются всеми службами сообща.
Объединение всех служб в единое информационное пространство стало одной из сложнейших задач, которые удалось решить в ходе внедрения комплекса НПП "Системные технологии". Решение этой задачи было осложнено тем, что раньше не существовало разработанных механизмов информационного взаимодействия. Следовательно, метрополитену пришлось под воздействием внедрения комплекса пройти через слом старых связей и построение новых структур и взаимодействий, а значит провести реинжиниринг деятельности.
Конкретно, в Петербургском метрополитене:
Все эти изменения существенным образом отразились на работе метрополитена (как изнутри, так и по отношению к пассажирам метрополитена). Так, в частности, повысился уровень комфорта пассажирских перевозок (за счет снижения уровня несущественных нарушений графика работы, таких как: задержка на станции, проезд двери, кратковременная остановка поезда и т. д.). Следовательно, внедрение АСПК "Системные технологии" отразилось на социальном аспекте деятельности метрополитена. Следовательно, в случае с Санкт-Петербургским метрополитеном, влияние внедрения комплекса НПП "Системные технологии" привело к реинжинирингу системы обеспечения безопасности перевозок, что в свою очередь, послужило началом инновационных процессов во всем метрополитене и прилегающих к нему структурах (поликлинике метрополитена), которые на сегодня еще далеко не закончены.
НПП "Системные технологии" пошло по пути увеличения человеческого и, посредством появившихся внешних эффектов, социального капитала. Отметим, что организационная форма и тип стратегического конкурентного поведения НПП "Системные технологии" как нельзя лучше подходят для такой деятельности.
В настоящее время НПП "Системные технологии", отвечая требованиям новой экономики, продолжает свою инновационную деятельность, разрабатывая новые технологии и создавая новые для них рынки. Так, за последнее время фирма осваивает международные рынки (Испания, Италия). Возможно, именно за такими компаниями и лежит будущее российского бизнеса.
Аннотация
Одна из наиболее актуальных и дискуссионных тем современной экономики - явление, получившее название "новая экономика". В различных источниках приводятся попытки объяснить данное понятие, изучить основные признаки и тенденции "новой экономики", которые существенным образом могут повлиять на конкурентоспособность организации. В этой связи не менее важным вопросом является рассмотрение инновационной стратегии фирмы.
Данная статья посвящена анализу основополагающих свойств и признаков "новой экономики". Подчеркивается роль инноваций в развитии современных фирм. Раскрывается понятие "фирмы - эксплерента" как организации, создающей новые продукты и новые рынки сбыта. В качестве наглядного примера фирмы-эксплерента приводится деятельность российской компании НПП "Системные технологии", которой удалось совместно с Петербургским метрополитеном реализовать уникальный проект инновационного внедрения информационных технологий.
Annotation
One of the most actual and widely discussed topics in modern economic science is the phenomenon of so called "new economy". In different publications the researches try to understand the role of this phenomenon and further to study those characteristics of the "new economy". In this case the problem of innovational organizational strategies becomes extremely important.
The article is devoted to the analysis of the basic features and characteristics of the "new economy". The stress is made on the role of innovations on organization`s development. Also the article tells us about "explerent firms", - the ones which develop totally new product or create totally new market segment. As an example of an explerent firm there is the description of the activity of one of Russian companies, - "The System Technologies" which in collaboration with St.Petersburg Metro was able to implement the unique project connected with innovational informational technologies.