23 мая 2019 г. Четверг | Время МСК: 22:44:11
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Новая система нормализации во Франции. Новая система стандартизации бухгалтерского учета во Франции.



Руф Алексей Леопольдович
Источник: НСФО
добавлено: 27-09-2004
просмотров: 18545
В 1996 году была осуществлена глубокая реформа Национального совета бухгалтерского учета, цель которой заключалась в том, чтобы вся работа по стандартизации бухгалтерского учета во Франции осуществлялась через Совет. В 1998 году был принят закон о регламентировании бухгалтерского учета, который дополнил эту реформу.

Для того чтобы дать более полное представление о задачах реформы, необходимо понять роль Общего плана бухгалтерского учета, Национального совета бухгалтерского учета до и после реформы, а также - Комитета по регламентированию бухгалтерского учета.

I - ПОЛОЖЕНИЕ ДО РЕФОРМЫ

Общий план бухгалтерского учета

На протяжении более пятидесяти лет краеугольным камнем стандартизации бухгалтерского учета во Франции является Общий план бухгалтерского учета. В 1982 и 1986 годах План претерпел глубокие изменения, и на сегодняшний день он по-прежнему остается основным фактором регламентирования деятельности по бухучету.

Во французском законодательстве по бухгалтерскому учету отражены директивы Еврокомиссии. Однако правила, действующие во Франции, отличаются гораздо более широким охватом, поскольку они распространяются не только на коммерсантов (как физических, так и юридических лиц), но — в некоторых случаях — и на не коммерсантов, а также на предприятия публичного сектора. Эти правила действуют также в отношении кредитных учреждений и страховых компаний с учетом свойственных им специфических особенностей.

Общий план бухучета отражает основные принципы бухгалтерского учета, действующие во Франции, является отправной точкой всех нормативных и законодательных актов, содержащих обязательства, действующие в области бухгалтерского учета, в том числе, и применительно к учету хозяйственной деятельности государства.

План — это не просто перечень счетов. В нем представлены также:

  • правила оценки;
  • правила составления итоговых документов (баланса и счета прибылей и убытков);
  • перечень финансовых сведений, которые должны быть представлены в приложении;
  • методика, принятая в отношении сводных счетов и смежных счетов.

Национальный совет бухгалтерского учета

Национальный совет бухгалтерского учета — это организация, располагающая соответствующими компетенциями в области стандартизации бухгалтерского учета. До реформы ее основная задача заключалась в том, чтобы разрабатывать Общий план бухгалтерского учета и вносить в него необходимые изменения, и для осуществления этой задачи Совет выдавал заключения, как в отношении толкования общих принципов, так и в отношении их адаптации к тем или иным областям деятельности. Совет устанавливал также правила, подлежащие соблюдению в области бухгалтерского учета.

Таким образом, заключения Совета делились на две категории:

  1. Заключения по проектам нормативных актов, относящихся к бухгалтерскому учету, по которым мнение Совета необходимо было запрашивать в обязательном порядке. При этом та властная структура, которая запрашивала заключение Совета, могла самостоятельно определять, будет ли она придерживаться его или нет.
  2. Заключения по техническим вопросам и по вопросам толкования в целях выработки соответствующей позиции при возникновении какого-либо нового вопроса или для получения подробной информации о применении того или иного стандарта.

Подобная система является наследием французских юридических традиций: дело в том, что во Франции учет стал обязательным намного раньше, чем были выработаны его принципы, и в этой системе, конечно, имелись неизбежные повторы. Тем не менее, благодаря той роли, которую играл Национальный совет бухгалтерского учета, а также благодаря главной отправной точке, которую представлял собой Общий план бухгалтерского учета, систему удавалось сохранять как единое целое.

Однако эта система была громоздкой и сложной, она не позволяла быстро реагировать на нововведения в финансовой сфере и не оставляла места для творческой инициативы в области бухгалтерского учета. Поэтому возникла необходимость реформировать ее и, путем объединения процесса стандартизации в единое целое, сделать более логичным процесс выработки законов и нормативных актов, относящихся к сфере бухгалтерского учета.

II. РЕФОРМА

Национальный совет бухгалтерского учета

Реформа Национального совета бухгалтерского учета была осуществлена на основании декрета от 26 августа 1996 года. Цель реформы заключалась не в том, чтобы поставить под вопрос основополагающие принципы стандартизации бухгалтерского учета, а в том, чтобы обеспечить условия для более эффективной деятельности.

Отныне в состав Национального совета бухгалтерского совета входят:

  • Председатель;
  • шесть заместителей Председателя: ответственный за учет хозяйственной деятельности государства; председатель Высшего совета ордена экспертов-бухгалтеров; председатель Национальной компании ревизоров (аудиторов); два представителя предприятий и один представитель соответствующих ассоциаций;
  • сорок человек, располагающих компетенциями в области бухгалтерского учета и представляющих сферу экономики (профессиональные бухгалтеры, представители предприятий, представители трудящихся, специалисты по финансовому анализу и т.д.) (см. перечень в Приложении);
  • одиннадцать представителей органов государственной власти (министерства, Комиссия по контролю над биржевыми операциями, Счетная палата и т.д.) (см. перечень в Приложении).

В декрете также определен статус председателя Совета, который назначается постановлением министра экономики на шесть лет, причем срок его полномочий может быть продлен.

Комитет по чрезвычайным ситуациям

В состав Комитета по чрезвычайным ситуациям входят: председатель Национального совета бухгалтерского учета, заместители председателя, представители министерства экономики, министерства юстиции и министерства бюджета, а также представитель председателя Комиссии по контролю над биржевыми операциями.

Сам факт создания Комитета по чрезвычайным ситуациям, — а такой комитет впервые создается в стране, где традиции в области бухгалтерского учета отличаются от тех, которые приняты в англосаксонских странах, — а также те решения, которые ему надлежит принимать по запросу министра экономики или председателя Национального совета бухгалтерского учета, представляют собой важное средство повышения дисциплины и для предприятий, и для тех, кто оказывает им консультативные услуги.

Комитет по регламентированию бухгалтерского учета

Второй этап реформы был ознаменован законом от 6 апреля 1998 года о регламентировании бухгалтерской деятельности. Перед Комитетом поставлены три задачи:

  1. содействовать приданию большей прозрачности и стабильности правилам бухгалтерского учета;
  2. способствовать большей логичности в деле разработки норм и законов, относящихся к бухгалтерскому учету;
  3. сопровождать применение (в соответствующих рамках) международных стандартов в деле ведения сводных счетов.

Для выполнения этих задач на смену всем существующим структурам приходит орган, призванный разрабатывать правила бухгалтерского учета. Этот орган под названием Комитет по регламентированию бухгалтерского учета располагает, таким образом, монополией в области регламентирования бухгалтерской деятельности. Комитет не в праве устанавливать какие-либо новые обязательства в сфере бухгалтерского учета: это остается прерогативой законодательства, он должен действовать в рамках существующих законов, а также тех законов, которые могут быть приняты в будущем. Но поскольку в законе предусматриваются определенные обязательства, на Комитет возлагается задача по принятию инструкций о порядке применения законов. Следовательно, Комитет гарантирует логическую связанность всей совокупности регламентирующих актов, а главное, — их необходимую адаптацию к эволюции ситуации. Таким образом, Комитет может адаптировать рамки регламентации к той или иной ситуации, и при этом существует уверенность, что система в целом будет сохранять достаточную степень логичности.

При принятии решений соблюдается также принцип согласования, который представляет собой основу стандартизации бухгалтерского учета во Франции. В своей деятельности Комитет использует все основные компоненты, связанные с бухгалтерским учетом. Комитет работает в обычном или расширенном составе в зависимости от того, представляет ли рассматриваемый вопрос общий интерес или касается той или иной конкретной области.

В обычном составе Комитет насчитывает пятнадцать членов (см. перечень в приложении). В расширенном составе в работе Комитета принимают также участие представитель министерства, курирующего соответствующую область деятельности, а также член Национального совета бухгалтерского учета, располагающий компетенциями по рассматриваемому вопросу.

Следует также отметить, так как для Франции это крайне важное нововведение, что Комитет располагает компетенциями в области бухгалтерского регламентирования финансовых учреждений и страховых компаний. В этих случаях Комитет работает в расширенном составе, и в его работе принимают участие представитель структур, осуществляющих контроль над банками и страховыми компаниями, а также член Национального совета бухгалтерского учета, который является специалистом по этим вопросам. Перед принятием решения Комитет должен заслушать заключения органов, осуществляющих контроль над этими областями деятельности.

Комитет приступает к обсуждению после того, как он заслушивает заключения Национального совета бухгалтерского учета, а решения принимаются большинством голосов членов Комитета, причем, если голоса делятся поровну, то голос председателя является решающим. Затем решения утверждаются путем принятия межведомственных постановлений, которые подписываются министром экономики, министром юстиции и министром бюджета, а в случае необходимости, - министром, курирующим соответствующую область. Такой порядок необходим для того, чтобы принимаемые акты имели конституционную силу, поскольку в соответствии с Конституцией Франции только правительство располагает полномочиями по принятию подзаконных нормативных актов.

Применение международных правил

В законе от 1998 года предусматривается также очень важное положение, цель которого заключается в том, чтобы сопровождать, в определенных рамках, применение международных правил в отношении формы представления сводных счетов некоторых групп. В законе предусматривается, что группы, котирующиеся на бирже, могут вести и публиковать сводные счета в соответствии не с французскими правилами, а с международными. Естественно, что в связи с таким положением необходимо соблюдать особые меры предосторожности, которые перечислены в законе. Например, закон не разрешает применять правила, противоречащие директивам Еврокомиссии.

В заключении, следует отметить, что новая система - это не разрыв с прошлым. Главные основы системы остались без изменения, а модернизация затрагивает не столько её принципы, сколько формы ее функционирования. Такая преемственность не случайна, поскольку существенная часть положительных аспектов старой системы по-прежнему не утратила своей значимости, и задача реформы заключалась, главным образом, в том, чтобы повысить эффективность системы в целом.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.193 сек.
Яндекс.Метрика