28 марта 2020 г. Суббота | Время МСК: 23:51:44
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

За счет чего российские компании пытаются удержать рост зарплат



добавлено: 15-06-2007
просмотров: 7523
Главным средством обуздания роста зарплат отечественный менеджмент считает увеличение роли социальных программ для служащих. Совпадают ли расчеты работодателей с ожиданиями работников, вопрошают "Ведомости".

За счет чего российские компании пытаются удержать рост зарплатОсенью прошлого года хедхантеры компании Cornerstone были весьма озадачены, когда их кандидат на пост директора по персоналу крупной машиностроительной компании потребовал ежемесячный оклад в 10 тысяч долларов — вдвое больший, чем на прежнем месте работы на государственном унитарном предприятии, занимающемся строительством. В дополнительные ежемесячные 5 тысяч долларов он оценил монетизацию бонуса (35 тысяч долларов) и социальные льготы.

В число льгот входили медстраховка (кроме собственного полиса стоимостью 2 тысячи долларов в год компания предоставляла 50%-ную компенсацию страховки его супруге и 100%-ную — двум детям), более 14 тысяч долларов ежегодно шло на его служебный автомобиль (включая оклад водителя), около 3 тысяч долларов — на компенсацию питания на работе, 1 тысячу долларов — на карту фитнес-клуба, а также на страхование жизни, компенсации за пользование мобильной связью и домашним Интернетом и оплату семейной путевки в отпускной период. После долгих раздумий новый работодатель условия принял.

Выбирают блага

"В государственных компаниях у специалистов зачастую гораздо больше социальных льгот, чем в частных. Поэтому монетизация соцпакета была вполне обоснована", — считает Юрий Дорфман, руководитель направления "HR" Cornerstone. "Этот пример скорее исключение из правил. Компенсировать социальные льготы сегодня вряд ли согласится какая-либо российская компания, — размышляет Дмитрий Косов, заместитель генерального директора компании "Атон". — В "Атоне" это исключено". Исключено и в Трубной металлургической компании, подтверждает Сергей Дерябин, гендиректор ТМК по организационному развитию. Не может себе представить такого в Intel и Всеволод Семенцов, руководитель пресс-службы компании в СНГ.

"Ситуация, когда цена соцпакета превышает сумму оклада, в России не редкость", — отмечает Александр Локтионов, старший менеджер стратегического управления "БДО Юникон Консалтинг". Но требования монетизировать социальные льготы при смене места работы встречаются все реже: "Медстраховка, мобильная связь, абонементы в спортклуб и так далее обходятся компаниям дешевле, чем сотрудникам, если они приобретают услуги по рыночной цене".

"Европейские руководители стараются максимально использовать преимущество льготного налогообложения для компаний в сравнении с частными лицами (разница от 10% до 50%), — комментирует Ален Тануги, председатель совета директоров компании Transearch/Top Hunt International. — Они стремятся сэкономить на всем, что можно вынести за рамки оклада”. О монетизации льгот в Европе давно уже никто не задумывается. "Скоро и в России подобная практика канет в Лету", — говорит он. По мнению Локтионова, соцпакет сегодня — один из главных мотивов привлечения сотрудников, способный сдержать растущие зарплатные аппетиты (по данным PwC, в 2006 г. зарплаты россиян в среднем поднялись на 13%, в то время как инфляция, по данным Росстата, составила 9%).

"В прошлом году один из наших кандидатов на должность коммерческого директора с ежемесячным окладом 2 тысячи долларов не принимал предложение, до тех пор пока в его соцпакет не включили доплату за квартиру (12 тысяч долларов) и медицинскую страховку для него и еще двух членов семьи”, — рассказывает Кристиан Леполяр, старший менеджер рекрутинговой компании Antal International.

Выбирают деньги

Если прихоти топ-менеджеров в нашей стране чаще всего удовлетворяют, то соглашаться с требованиями специалистов и персонала не спешат. По словам того же Леполяра, в этом году их кандидату на должность IT-менеджера (с окладом $2500) компания отказала дополнить соцпакет (с медстраховкой, бесплатными обедами и оплатой транспорта) компенсацией разговоров по мобильнику. “Я не думаю, что сегодня размер соцпакета становится реальным противовесом росту окладов”, — размышляет Сергей Костаков, генеральный директор кадрового агентства "ФБК-Персонал". По его мнению, зарплаты и стоимость соцпакета растут с одной скоростью, причем опережая инфляцию. Он ни минуты не сомневается, что “в первую очередь работников волнует цифра в графе "зарплата". Впрочем, статистика говорит о другом.

По мнению Локтионова из "БДО Юникон", сегодня именно в соцпакете компании видят мотиватор, способный обуздать рост зарплат. С ним согласен Косов из “Атона”. В его компании только за прошлый год расходы на соцпакет возросли примерно на 30% и в несколько раз превысили рост зарплат. Альфа-банк в минувшем году также увеличил финансирование социальных программ. Но, по словам Андрея Шибанова, директора по персоналу Альфа-банка, в его компании приоритет отдается росту заработной платы. “Сегодня у работодателя нет стимулов, прежде всего налоговых, вкладывать средства в социальные программы. Административно проще и финансово эффективнее делать упор на денежную составляющую компенсационного пакета”, — считает он.

По данным исследования Begin Group, охватившего в декабре 2006 года 100 компаний с численностью персонала более 200 человек, самой популярной статьей соцпакета сегодня остаются программы медицинского страхования — если в 2004 году ими пользовались 38% опрошенных организаций, то в 2006 — 69% и еще 21% компаний рассматривали возможность внедрения страховых программ в ближайшие два года. Кроме того, 29% компаний собираются расширить соцпакет за счет введения льготного питания, 16% — программ корпоративного спорта, 13% — льготного кредитования и 7% — путем совершенствования пенсионных программ. "Многое зависит от отрасли и социально-демографического профиля компании, — размышляет Шибанов. По его мнению, в финансовом секторе денежная составляющая всегда была более важна, чем соцпакет, по сравнению c производственными и перерабатывающими отраслями.

А им все равно

"Социальные программы могут интересовать менеджеров ниже CIO, — считает Екатерина Кимпеляйнен, партнер международного консалтингового агентства по подбору персонала высшего звена Amrop Hever Russia. — "Локальный социализм" в условиях рыночных отношений обеспечивает им комфорт и стабильность, которые, в свою очередь, дают возможность удовлетворения амбиций". Гендиректоров, по ее мнению, соцпакет вообще не волнует — хотя бы потому, что составляет в лучшем случае от 0,5% до 5% от суммы их доходов. Исключение — разве что экспаты, для которых подобные льготы могут составлять до 30% от суммы оклада — за счет включения в пакет стоимости аренды жилья и компенсации отпуска домой. Ее слова подтверждает исследование компании HeadHunter, проведенное на прошлой неделе. "Из 5 тысяч интернет-резюме в разделе "Высший менеджмент" лишь в 30% было заявлено об особых пожеланиях соискателей к компенсационному пакету", — констатирует Юрий Вировец, гендиректор HeadHunter.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2020, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Кузьмина Ксения Алексеевна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.240 сек.
Яндекс.Метрика