18 июня 2019 г. Вторник | Время МСК: 12:20:15
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Отказаться от бизнеса (продукта) или сохранить его?

Проведем расчеты



Васина Анна Алексеевна

Васина Анна Алексеевна
Практикующий консультант НОУ "ИПП"

добавлено: 06-04-2009
просмотров: 14502

Фрагмент учебно-методического пособия
«Управление финансами компании: настольная книга специалистов и руководителей»

Условие отказа от продукта/услуги /бизнеса

Логично, что в отношении убыточных продуктов (товаров, работ, услуг) может стать вопрос о необходимости наращивания объемов реализации, повышении цен, снижении затрат, либо о снятии их с производства/ реализации.

При этом главное не ошибиться в том, какой продукт (товар, работа, услуга) рассматривается как убыточный.

Как было продемонстрировано ранее, под убыточными продуктами стоит понимать, прежде всего, те продукты (товары, работы, услуги), для которых цена реализации не покрывает прямые затраты на единицу продукции, что то же самое – для которых выручка от продаж не покрывает совокупных прямых затрат (переменных и прямых постоянных).

В главе «Избегаем заблуждения: убыток по полной себестоимости далеко не всегда является причиной снятия продукта с производства» было доказано, что отказ от продукта (услуги), убыточного по полной себестоимости, но покрывающего прямые затраты на свое производство, сыграет с компанией злую шутку – вместо роста приведет к падению прибыли.

Условие отказа от направления деятельности/бизнеса

Условие целесообразности отказа от производства отдельных видов продукции (товаров, работ, услуг) правомочно для решения аналогичной задачи для отдельных направлений деятельности / бизнесов компании.

Оценка целесообразности отказа от направления деятельности / бизнеса состоит в определении того, при каких условиях – при наличии или отсутствии данного направления деятельности/ бизнеса - компания будет располагать большей прибылью.

Для этого выручку от продаж, которую обеспечивает данное направление деятельности (бизнес) необходимо сравнить с прямыми затратами - переменными, прямыми постоянным и налогами этого направления (бизнеса).

Целесообразно отказаться от бизнеса, если выручка от продаж продукции (услуг) данного бизнеса меньше, чем прямые затраты (переменные + прямые постоянные) данного бизнеса, которые сократятся при отказе от него.

Условие отказа от бизнеса можно изложить и в цифрах: (все в денежных единицах за период, например, за год)

Выручка от продаж продукции (услуг) бизнеса / направления деятельности 2.000 2.000
Переменные затраты на производство продукции (услуг) бизнеса / направления деятельности 1.000 1.000
Прямые постоянные затраты бизнеса, которые прекратят свое существование при отказе от него, в частности:

  • затраты на содержание и амортизация оборудования, которое предполагается демонтировать,
  • затраты на содержание, амортизация или арендные платежи, относящиеся к зданиям, от которых компания откажется при закрытии бизнеса,
  • заработная плата с начислениями персонала, который будет уволен в связи с закрытием бизнеса
  • 700 1.200
    Налог на имущество, приходящийся на активы, от которых планируется отказаться при отказе от бизнеса Прочие налоги, которые изменятся в связи с отказом от бизнеса 100 100
    Прибыль бизнеса после покрытия его прямых затрат и налогов 200 (- 300)
    Выгодно ли закрыть бизнес с экономической точки зрения? НЕТ ДА

    Проблем с определением выручки от продаж продукции/направления деятельности, как правило, не возникает. То же можно сказать и о переменных затратах, которые относятся к продукции (работам, услугам) бизнеса.

    Основное внимание стоит уделить прямым постоянным затратам.

    В расчет должны приниматься только те постоянные затраты, которые реально сократятся - прекратят свое существование в компании - при отсутствии данного направления деятельности/бизнеса, но не те расходы, которые продолжит нести компания и которые будут распределены на другие направления деятельности, бизнесы (их продукты, услуги).

    Примером таких расходов, которые не должны участвовать в расчетах, являются

    • заработная плата административно-управленческого персонала компании (директорат бухгалтерия с большой вероятностью останутся в компании при отказе от бизнеса),
    • затраты на содержание, амортизация, налог на имущество здания заводоуправления (которое при отказе от одного из направлений деятельности вряд ли станет меньше)

    Можно привести несколько распространенных примеров выделения прямых постоянных затрат.

    Прямые постоянные затраты, рассматриваемые в расчетах

    Если производство (направление, бизнес), относительно которого стал вопрос о закрытии, расположено в отдельном помещении (помещениях) и при отказе от рассматриваемого бизнеса планируется отказаться от этого помещения, в числе сокращенных постоянных затрат будут:

    • расходы на содержание, амортизация оборудования или лизинговые платежи за оборудование, от которого планируется отказаться;
    • заработная плата сокращенного персонала данного цеха;

    Если часть персонала будет переведена на другие участки, заработная плата этой части не будет уменьшать затраты компании;

    • расходы на содержание и эксплуатацию здания цеха: ремонт, освещение, отопление, вода (постоянного характера); амортизационные отчисления или платежи за аренду помещения.
    • налог на имущество, приходящийся на сокращенные активы. Оценить величину сокращающегося налога на имущество можно произведением ставки налога (2,2%) на остаточную стоимость объектов основных средств, от которых компания планирует отказаться.

    От периода к периоду величина сокращающегося налога на имущество будет уменьшаться: от периода к периоду будет сокращаться остаточная стоимость активов и, следовательно, будет уменьшаться база расчета налога.

    Для первоначальной оценки целесообразности отказа от продукта/бизнеса достаточно расчета налога, исходя из текущей остаточной стоимости активов, от которых компания планирует отказаться в связи с отказом от продукта (производства, бизнеса).

    При консервации объекта затраты на содержание снижаются, но не исключаются полностью. В расчетах необходимо учитывать только величину снижения затрат.

    Если производство продукта (функционирование производства, бизнеса) расположено на территории цехов, занятых в производстве прочих видов продукции, при отказе от рассматриваемого продукта (производства) помещения цехов продолжат свою работу, но произойдет их освобождение от части оборудования. В таком случае в числе сокращенных постоянных затрат будут:

    • расходы на содержание, амортизация или арендные платежи и эксплуатацию оборудования, от которого планируется отказаться;
    • заработная плата сокращенного персонала, занятого на производстве продукта (в направлении деятельности)

    Если часть персонала будет переведена на другие участки, заработная плата этой части сотрудников не будет уменьшать затраты компании и не должна учитываться;

    Расходы на содержание и эксплуатацию здания цеха, скорее всего, не претерпят изменений и не должны учитываться в расчетах.

    • По оборудованию, которое занято как при производстве «ликвидируемой» продукции, так и при производстве продукции, которую компания продолжит производить, могут сократиться ремонтные расходы (в связи с уменьшением загрузки оборудования).

    Условие отказа от направления деятельности/бизнеса

    Отказ от определенных направлений деятельности может осуществляться не только по экономическим, но и по иным причинам: например, направление деятельности может не соответствовать стратегии развития компании.

    Если долгосрочной целью компании является активное развитие основного бизнеса, с целью нераспыления финансовых и организационных ресурсов может быть принято решение о продаже/отказе от непрофильных бизнесов. При этом непрофильный бизнес не обязательно является убыточным, но может быть и прибыльным.

    Так, в свое время, одним из этапов реструктуризации «Ижорских заводов» стала продажа непрофильных активов, в частности, трубного производства (производство представляет собой два цеха – мартеновский и трубопрокатный).

    По словам представителей Объединенных машиностроительных заводов, «Продажа непрофильного актива для ОМЗ – это часть стратегии развития компании. Мы последовательно в течение нескольких лет концентрируем свои усилия на производстве специальных сталей, горного оборудования, оборудования для атомной энергетики и на промышленных услугах».

    Компания реализовала достаточно много непрофильных активов, например, группу компаний «Морские и нефтегазовые проекты», мясокомбинат.

    В случае решения о продаже бизнеса выделение связанных с бизнесом прямых расходов будет полезно для проведения оценки его стоимости.

    Сравнение цены и полной себестоимости продукции бизнеса может показать убыток, то есть предлагаемый бизнес будет предлагаться как убыточный. Однако сопоставление выручки и прямых затрат бизнеса может выявить, что бизнес потенциально доходен - выручка бизнеса превышает его прямые затраты, а убыток возник по причине высоких затрат общехозяйственного характера, распределенных на это направление деятельности.

    В случае продажи бизнеса затраты общехозяйственного характера «останутся» у предприятия-продавца, и покупатель получит дополнительный доход в размере [выручка – прямые затраты приобретенного бизнеса]. Указанный доход приобретенного бизнеса станет дополнительным источником покрытия постоянных затрат компании-покупателя и будет способствовать росту ее прибыли. Этот момент необходимо учесть при расчете стоимости бизнеса, предлагаемого на продажу.

    Безусловно, дополнительный доход от приобретенного бизнеса также может быть получен за счет привлечения дополнительных заказов – при росте объемов продаж продукции.

    Приобретение бизнеса целесообразно рассматривать как инвестиционный проект и проводить оценку эффективности такой сделки с использованием показателей эффективности - период окупаемости, NPV, IRR (см. раздел «Определение целесообразности осуществления бизнес-проектов или что принципиально иметь ввиду, прежде чем вложить деньги в дело».

    Фрагмент учебно-методического пособия
    «Управление финансами компании: настольная книга специалистов и руководителей»

    Популярные статьи по теме:
    Группа компаний "ИПП"
    Группа компаний Институт проблем предпринимательства
    ЧОУ "ИПП" входит
    в Группу компаний
    "Институт проблем предпринимательства"
    Контакты
    ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
    191119, Санкт-Петербург,
    ул. Марата, д. 92
    Тел.: (812) 703-40-88,
    тел.: (812) 703-40-89
    эл. почта: info@ippnou.ru
    Сайт: http://www.ippnou.ru


    Поиск
    Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
    © 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
    При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
    Гудзик Ольга Владимировна,
    генеральный директор ЧОУ «ИПП».
    Страница сгенерирована за: 0.342 сек.
    Яндекс.Метрика