![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как провести экспресс-оценку финансовой отчетностиДмитриева Елена Источник: Журнал "Финансовый директор" добавлено: 20-11-2009
просмотров: 337975 Финансовые директора в своей работе постоянно сталкиваются с финансовой отчетностью других фирм, и часто бывает что на основании имеющихся данных нужно принять решение о дальнейшем взаимодействии с той или иной компанией. Цель анализа финансовой отчетности сторонней компании состоит в оценке ее кредитоспособности, платежеспособности и инвестиционной привлекательности. Эта информация необходима как для оценки рисков компаний-контрагентов, так и для первичного отбора компаний для возможного слияния. Основной особенностью экспресс-анализ является то, что он применяется в условиях ограниченной первичной информации и ограниченных временных рамках. Несмотря на то, что любой бухгалтерской отчетности присущи определенные ограничения, нам часто доступна только информация, содержащаяся в форме №1 (бухгалтерский баланс) и форме №2 (отчет о прибылях и убытках) бухгалтерской отчетности. В нашем распоряжении есть годовой бухгалтерский баланс (таблица №1)и отчет о прибылях и убытках (таблица №2) компании Дельта. Цель нашего анализа — определить насколько велики риски сотрудничества с данной компанией, при включении ее в состав нашей группы. Насколько могут быть полезны для нас данные бухгалтерской отчетности и какие выводы о компании на основании имеющихся в этих 2-х формах данных мы можем сделать. Выявление проблемных статейДо момента начала любых расчетов давайте просто посмотрим на статьи отчетности, и проведем визуальное сравнение данных текущего периода с прошлым и выявим проблемные статьи. .brdthis {border-right:1px solid #000;border-bottom:1px solid #000;}.brdthis td {border-top:1px solid #000;border-left:1px solid #000; padding:5px; font-size:90%;}
Данные баланса позволяют также предварительно оценить платежеспособность компании на отчетную дату. Для этого сопоставим стоимость оборотных средств с величиной краткосрочных обязательств (722426-694696=27730), полученный результат можно назвать «запасом прочности» фирмы по платежеспособности. Вертикальный и горизонтальный анализПри анализе формы 2 лучше прибегнуть к горизонтальному и вертикальному анализу. Горизонтальный анализ подразумевает сравнение каждой статьи с предыдущим периодом Вертикальный анализ касается структуры финансовых показателей с выявлением влияния каждой статьи на результат. Необходимо обратить внимание на следующие моменты: если увеличилась выручка, то увеличение себестоимости реализованных товаров (продукции) – нормально, а вот если увеличение себестоимости реализованных товаров и управленческих расходов произошло на фоне снижения выручки или ее неизменности – это должно насторожить аналитика, так как при сохранении такой тенденции в будущем у компании могут возникнуть проблемы с эффективностью бизнеса. Расчетные данные, а также формы баланса и отчета о прибылях и убытках представлены в таблицах №№1,2 Таблица 1 Данные вертикального и горизонтального анализа баланса ООО «Дельта»
Таблица 2 Данные вертикального и горизонтального анализа отчета о прибылях и убытках ООО «Дельта»
Расписывать изменение числовых показателей как в структуре, так и темпов роста, можно по каждой статье представленных форм, но, это не входит в задачи экспресс-анализа, поэтому мы обратим внимание на наиболее интересные с нашей точки зрения тенденции. Итак, сделаем краткие выводы, интересные с точки зрения экспресс-анализа. Как мы видим, выручка анализируемой компании в 2008 году по сравнению с прошлым практически не изменилась (98,8%), при этом чистая прибыль компании увеличилась на 31,5%(12470/9486) - это хороший показатель, особенно в период кризиса. За счет чего компании удалось достичь таких результатов? Как видно из приведенных расчетов, по сравнению с прошлым годом, себестоимость проданных товаров (продукции) уменьшилась на 4,6 %, доля себестоимости в структуре выручки так же снизилась с 90,7 % в 2007 году до 87,6% в 2008. Это позволило компании получить в 2008 году дополнительно 3,1 коп. (12,4-9,3) операционной прибыли с каждого рубля реализованной продукции (проданных товаров). Однако, не все так хорошо. Следует обратить внимание на то, что коммерческие и управленческие расходы компании выросли как в абсолютном выражении ( на 31,5%), так и их доля в структуре выручки увеличилась с 6,3% до 8,8%, то есть каждый рубль выручки повлек за собой дополнительно 2,5 (8,8-6,3) копеек управленческих расходов. Если в будущем такая тенденция сохранится, то компании грозит резкое снижение эффективности. Несмотря на то, что компании практически удалось сохранить выручку на уровне 2007 года, краткосрочная дебиторская задолженность увеличилась на 9,7 %. Это может свидетельствовать о том, что для сохранения выручки компании пришлось пойти на изменение своей кредитной политики в сторону увеличения количества дней отсрочки при оплате за реализованный товар. На 4,4% увеличился запас товара (готовой продукции), при этом произошло увеличение краткосрочных обязательств компании. На основании этого можно сделать вывод о том, что источником увеличения оборотных активов компании являлись краткосрочные обязательства компании. Текущие (оборотные) активы в своей сумме превысили текущие (краткосрочные) обязательства на 14390 тыс. руб. (682128-667738) в 2007 и на 27730 тыс. руб. (722426-694696) в 2008 году, что явно свидетельствует о платежеспособности компании. Однако, не все так просто. Как видим в составе имущества компании присутствуют такие статьи, как расходы будущих периодов и налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям. Более того, остатки по этим статьям увеличиваются. Представим себе ситуацию, что в определенной период времени у компании возникнет необходимость срочно погасить все свои обязательства перед кредиторами, и она вынуждена продать свои текущие активы. Расходы будущих периодов проданы быть не могут, это не имущество, поэтому , на мой взгляд, представляется достаточно разумным не принимать во внимание данную статью при определении платежеспособности компании. Аналогичная ситуация со «входящим» НДС: какова вероятность предъявления его к возмещению из бюджета, если он на сегодняшний день не был возмещен? Здесь могут быть два подхода, назовем их консервативный и лояльный. При консервативном подходе, я рекомендую не учитывать сумму входного НДС при анализе платежеспособности и ликвидности компании. При более лояльном подходе, можно снизить сумму обязательств по налоговым платежам на сумму «входного» НДС. В случае, если сумма «входного» НДС превосходит сумму налоговых обязательств (как в нашем примере), оставшуюся сумму НДС предлагаю в расчетах не учитывать. Для этого подхода так же есть разумное объяснение: возмещение НДС из бюджета достаточно продолжительно по времени (только на камеральную проверку по НК отводится 90 дней) и связано с возникновением дополнительных налоговых рисков и, что не исключено, судебных разбирательств. Изменение платежеспособности компании с учетом перечисленных замечаний представлено в таблице 3. Таблица 3
Как видим, и при первом, и при втором подходе, платежеспособность компании в 2008 году значительно улучшилась. В расчете коэффициентов ликвидности при экспресс-анализе, на мой взгляд нет никакой необходимости. Во-первых, значения этих коэффициентов наиболее показательны при построении временного тренда, а не при проведении экспресс-анализа. У нас недостаточно информационной базы для выполнения подобной задачи. Во-вторых, коэффициенты ликвидности опираются на уже рассмотренные нами соотношения между текущими активами и текущими обязательствами, следовательно, они покажут нам уже выявленную тенденцию. Наибольший интерес при проведении экспресс-анализа представляют коэффициенты характеризующие деловую активность компании, то есть коэффициенты оборачиваемости. Порядок расчета коэффициентов и их значения представлены в таблице 4. Таблица 4
Как мы и предполагали ранее, оборачиваемость дебиторской задолженности замедлилась, срок получения денежных средств за проданные товары увеличился на 19 дней и достиг 190 дней в 2008 году. Период нахождения товарных запасов на складе по сравнению с прошлым годом увеличился на 22 дня и составил 274 дня – это может свидетельствовать о затоваривании склада. Период выплат по кредиторской задолженности увеличился на 36 дней и составил в 2008 году 456 дней. Несмотря на увеличение периода выплат по кредиторской задолженности, запас финансовой прочности у компании уменьшился на 4 дня, более того эта величина в компании отрицательная. Все это свидетельствует о низкой деловой активности компании, о большой вероятности возникновения кассовых разрывов и снижения платежеспособности. В балансе анализируемой нами компании присутствует задолженность по кредитам, поэтому при проведении экспресс-анализа финансовой отчетности нелишним будет расчет коэффициента покрытия процентов, который равен отношению прибыли до выплаты % и налогов к выплаченным процентам. В 2007 году этот показатель составил 3,6 (17651/4878), а в 2008 году 3,9 (21273/5421). Данный коэффициент показывает во сколько раз может быть уменьшена операционная прибыль компании, прежде чем компания окажется не в состоянии выполнить свои обязательства по обслуживанию долга. Как видим из расчета, в ближайшем будущем, проблем у анализируемой компании с выплатой процентов по заемным средствам возникнуть не должно. Еще одним показателем, который может быть нам интересен, является коэффициент финансовой устойчивости, который характеризует долю собственных средств в валюте баланса. По анализируемой нами компании значения этого коэффициента составили в 2007 году 3% (20490/688228*100) и в 2008 году 4,5% (32960/727656*100). Данный коэффициент показывает какая часть активов компании финансируется за счет собственных средств. Как мы видим, у анализируемой нами компании, степень зависимости от заемных средств достаточно высока и составляет более 95% (100-4,5). В заключении экспресс-анализа стоит сказать несколько слов о показателях рентабельности. Подробно останавливаться на них и рассчитывать различные коэффициенты рентабельности при экспресс-анализе я считаю нецелесообразным. Достаточно обойтись одним, максимум двумя. Какими — каждый аналитик решает сам исходя из доступной информации и целей проведения анализа. В нашем примере нам достаточно посмотреть на чистую рентабельность продаж (чистая прибыль/продажи). Как видим в анализируемой нами компании этот показатель составил 2,1% в 2008 году и 1,6% в 2007 году. Что можно сказать? Для любой отрасли чистая прибыль в 2,1 копейки с каждого рубля продаж – это мало, очень мало, тем более на фоне сохранения выручки от реализации и падения деловой активности. Подведем итоги и сформулируем основные критерии, дающие возможность прогнозировать ухудшение дел в компании и характеризующие высокие риски сотрудничества с данной компанией:
В заключении хотелось бы отметить несколько моментов: 1) любой анализ финансовой отчетности, как экспресс-анализ, так и полный, проводится с определенной целью, то есть перед выполнением какой-то процедуры, мы должны четко понимать для чего мы это делаем и ответы на какие вопросы хотим получить в результате; 2) нет раз и навсегда определенного набора коэффициентов - их существует огромное количество, наша задача выбрать из всей массы те, которые нам могут быть полезны, то есть те, которые помогут получить ответы на те вопросы, которые мы перед собой поставили до начала расчетов; 3) не нужно анализировать, просчитывать, «прощупывать» каждую статью – так мы только потеряем время и получим много бесполезной информации. Основной упор нужно делать на выявленные нами «проблемные» статьи.; 4) рассмотрение всех этапов анализа должно происходить в совокупности, расчеты могут выполняться параллельно, а не с четко заданной последовательностью. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|