26 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 13:35:33
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

«Societe Generale готова вкладывать в Россию значительные средства»



Александр Бирман
Источник: Журнал "Секрет фирмы"
добавлено: 15-08-2006
просмотров: 16256

Французская группа Societe Generale – один из самых агрессивных игроков на нашем финансовом рынке. В авангарде экспансии – принадлежащая группе компания «Русфинанс», которая, обещает ее гендиректор Филипп Дельпаль, станет лидером национального рынка розничного кредитования.

«К 2008-му мы хотим войти в тройку лидеров»
«Секрет фирмы»: В начале июня было объявлено о том, что главный акционер Русфинанс-банка группа Societe Generale приобретает 10% акций Росбанка. Между тем этот банк, как и «Русфинанс», активно занимается розничным кредитованием. Каким образом вы собираетесь взаимодействовать с конкурентом, ставшим одновременно и партнером? Возможно ли, например, погашение кредитов, выданных «Русфинансом», через сеть Росбанка?
Филипп Дельпаль:
Пока этот вопрос рано обсуждать. Могу только сказать, что у нас на сегодняшний день привилегированное отношение к этой банковской группе. Сейчас проводится due dilligence Росбанка, чтобы понять, воспользуется ли Societe Generale опционом и увеличит ли свою долю до 20%.

Как бы то ни было, сделка с Росбанком означает, что группа Societe Generale считает Россию стратегически важным для себя рынком и готова вкладывать в нее значительные средства.

СФ: А как эти намерения основного акционера отразятся на деятельности «Русфинанса»?
ФД:
Наша основная цель – к началу 2008-го войти в тройку лидеров по тем продуктам, на которых мы специализируемся. Это автокредитование, кредитование в точках продаж и дистанционное нецелевое кредитование наличными.

Мы не занимаемся ипотекой, мы не намерены конкурировать, например, со Сбербанком. Потому что он продает кредиты в банковских отделениях. А мы – у автодилеров или в розничных сетях. Это абсолютно другая технология.

Кроме того, для получения кредита наличными клиент просто обращается в наш call-центр или присылает заявление по почте. После принятия положительного решения о кредите деньги поступают на его банковский счет.

СФ: А почему «Русфинанс» не занимается ипотекой?
ФД:
Стратегически выгоднее иметь специализированные «дочки». Так как у них и ИТ-инструменты, и система управления рисками, и персонал ориентированы на продажу какого-то одного финансового продукта. Поэтому Societe Generale стремится специализировать свои компании и диверсифицировать бизнес. Банк Сосьете Женераль Восток работает в формате универсального банка, «Русфинанс» занимает нишу потребительского кредитования, «Дельтакредит» – один из ведущих ипотечных банков, также есть «АЛД-Аутомотив», который специализируется на операционном лизинге автотранспорта, и начинается проект страхового бизнеса «Сожекап». Таким образом, Societe Generale в России предлагает широкий спектр розничных и специализированных финансовых услуг.

СФ: Кого же в таком случае считает своим конкурентом «Русфинанс»?
ФД:
Дистанционные продажи кредитов никто, кроме нас, не делает. В автокредитовании ни один из банков не занимает 10% рынка. Хотя многие интересуются именно этим видом кредитования. В частности, тот же Росбанк очень активно выдает автокредиты.

А по кредитам в точках продаж лидером на сегодняшний день, безусловно, является «Русский стандарт». Это большой успех команды менеджмента банка за семилетний период.

Филипп Дельпаль родился в ноябре 1972 года. Окончил Высшую школу телекоммуникаций, где специализировался на изучении экономики. До прихода в Societe General работал в Европейском центре ядерных исследований в Женеве и гонконгском филиале банка Indosuez. Свою карьеру в Societe General Дельпаль начал в 1996 году. Будучи сотрудником генеральной инспекции группы, он руководил аудиторскими проверками в подразделениях Societe General во Франции, Германии, Великобритании и Чехии. Кроме того, Филипп Дельпаль курировал проекты по приобретению Societe General ряда финансовых компаний в различных странах. В марте 2005 года Филипп Дельпаль был назначен генеральным директором компании «Русфинанс», а с июля 2005-го возглавляет совет директоров Русфинанс-банка.


«92% нашего бизнеса приходится на регионы»
СФ: Вы говорите, что автокредитование очень популярно среди российских банков. Но есть и иная точка зрения. Многие банкиры считают, что в России этот вид кредитования сопряжен со значительными рисками. В частности, Дельтабанк, который, как известно, принадлежит General Electric Consumer Finance (GECF), принципиально не занимается автокредитованием. Хотя в других странах GECF весьма активен в этом сегменте.
ФД:
Конечно, автокредитование – это рискованный вид бизнеса. Но у нас есть уже две команды специалистов, которые преуспели в работе с такими финансовыми продуктами. В начале 2005-го мы купили самарский Промэк-банк (впоследствии переименован в Русфинанс-банк), занимавшийся главным образом автокредитованием. А в этом году к нам присоединилась команда Столичного кредитного товарищества (СКТ), которая также уделяет значительное внимание автокредитованию.

На сегодняшний день на автокредиты приходится до 60% нашего кредитного портфеля.

СФ: Недавно было объявлено, что Toyota Motor подала в ЦБ документы на регистрацию Toyota Kreditbank, который займется розничным автокредитованием и финансированием дилеров. Соответствующие планы по созданию в России кэптивных банков вынашивают также Volkswagen и General Motors. Вы считаете их своими конкурентами?
ФД:
Все зависит от того, какую они выберут стратегию. Если они согласятся передать выдачу и обслуживание своих кредитов на аутсорсинг, мы готовы предоставить свои услуги. Если же они решат делать все сами, то мы будем конкурентами.

СФ: И это создаст угрозу воплощению в жизнь ваших амбициозных планов…
ФД:
Рынку нужны профессиональные игроки, которые модернизируют существующие подходы. Они помогут лучше структурировать рынок.

СФ: А в укреплении рубля и возможном в связи с этим снижением реальных доходов среднего класса, которые, как правило, привязаны к доллару, вы видите для себя какие-то риски?
ФД:
Нет. Этот для нас тоже хорошая новость. У нас 95% кредитов выдается в рублях.

СФ: Даже на покупку автомобилей?
ФД:
92% нашего бизнеса приходится на регионы. При этом 80% машин, покупку которых мы финансируем,– это машины российского производства: ВАЗ, ГАЗ, «Иж». В России также активно продаются иномарки, спрос на которые двигает рынок автокредитования. Но если смотреть по всей стране, то объемы продаж российских автомобилей значительно выше.

СФ: Насколько я понимаю, вы активно сотрудничаете с группой СОК, прежним владельцем Промэк-банка и активным игроком на российском автомобильном рынке. Проблемы, возникшие у группы СОК в связи со сменой собственника на прежде сотрудничавшем с ней АвтоВАЗе, как-то отразились на вашем бизнесе?
ФД:
Нет. Поскольку мы строим отношения с дилерами, а не с производителями.

ДОСЬЕ
Финансовая компания «Русфинанс» была создана в августе 2004-го. Ее учредителями стали французская банковская группа Societe Generale и фонд прямых инвестиций Baring Vostok Capital Partners. Прообразом «Русфинанса» была компания Franfinance – специализирующаяся на потребительском кредитовании «дочка» Societe Generale.
Показательно, что появление «Русфинанса» совпало по времени с объявлением о выходе на российский рынок конкурентов Franfinance – Cetelem, входящей в группу BNP Paribas, договорившейся о приобретении 50% банка «Русский стандарт» (спустя полгода сделка была расторгнута), и General Electric Consumer Finance, купившей Дельта-банк.
В июле 2005-го Societe Generale завершила сделку по приобретению у самарской группы СОК Промэк-банка, который впоследствии был переименован в Русфинанс-банк. А в начале 2006-го активы «Русфинанса» пополнило ранее входившее в сферу интересов Александра Смоленского «Столичное кредитное товарищество».
К концу первого квартала 2006 года кредитный портфель «Русфинанса» превысил 7,5 млрд руб. Капитал компании – 3,5 млрд руб. Сеть продаж охватывает 53 российских региона. Штат «Русфинанса» – 4,4 тыс. человек.


«Работать с почтой гораздо проще, чем развивать собственную сеть»
СФ: Коль скоро основная доля выданных Русфинанс-банком кредитов приходится на регионы, не затрудняет ли их обслуживание отсутствие полноценной филиальной сети?
ФД:
Во-первых, мы уже присутствуем в 53 областях, развивая формат кредитно-кассовых офисов. Но на сегодняшний день большинство наших клиентов оплачивают свои кредиты в почтовых отделениях, которые находятся во всех городах. И нам очень приятно работать с «Почтой России». Это намного проще, чем развивать свою собственную сеть.

СФ: Но почта берет комиссию за свои услуги, что увеличивает стоимость обслуживания кредита для клиента.
ФД:
Мы договорились о том, чтобы для наших клиентов комиссия была не слишком высокой. Но, с другой стороны, благодаря посредничеству почты, заемщик избавлен от необходимости проделывать большой путь, чтобы внести платеж по кредиту.

СФ: Существует точка зрения, согласно которой в скором времени практика выдачи банками кредитов непосредственно в торговых сетях и автосалонах отомрет. И на смену ей придут кредитные продукты private label, выдаваемые от имени самих ритейлеров. Вы готовы к такому повороту?
ФД:
Да, я абсолютно разделяю эту точку зрения. За private label будущее. Мы начали работать в этом направлении. Ведем переговоры, хотя каких-то конкретных договоренностей пока не достигнуто. Поэтому не могу сказать, когда мы выпустим соответствующие продукты.

НОУ-ХАУ
Компания «Русфинанс»:
– сосредоточилась на розничных финансовых продуктах, дистрибуция которых не требует собственной разветвленной филиальной сети;
– покупает небольшие банки, специализирующиеся главным образом на выдаче автокредитов в регионах;
– активно использует возможности «Почты России» для обслуживания уже выданных кредитов. Первой в России начала выдавать дистанционные кредиты наличными;
– рефинансирует свой кредитный портфель, значительная часть которого номинирована в рублях, с помощью выпуска рублевых облигаций.


«Покупка Промэк-банка существенно изменила масштаб „Русфинанса”»
СФ: Вы достаточно оперативно провели ребрэндинг Промэк-банка. Следует ли ожидать, что по тому же пути последует и СКТ?
ФД:
Да, мы хотим иметь единую марку, единую сеть. Поэтому СКТ тоже станет Русфинанс-банком.

СФ: «Русфинанс» начинался как совместный проект Societe Generale и Baring Vostok Capital Partners (BVCP). С чем была связана продажа последним своей доли?
ФД:
Мы решили стартовать вместе с BVCP. На этапе становления компании они должны были привнести свой опыт, свое знание России. При этом уже тогда предполагалось, что когда проект станет «взрослым», Societe Generale выкупит 100%. У нас был опцион, которым мы воспользовались после завершения сделки по приобретению Промэк-банка.

СФ: Иными словами, проект стал «взрослым» буквально через год после своего запуска?
ФД:
Через год и пять месяцев. Покупка Промэк-банка существенно изменила масштаб нашего проекта.

СФ: А чем обусловлено недавнее решение о дебютном выпуске облигаций Русфинанс-банка? И каковы будут его параметры?
ФД: Бумаги будут выпускаться в два этапа. Общий объем эмиссии составит 3 млрд руб. На 50% он будет прогарантирован Societe Generale. Облигации позволят нам диверсифицировать источники рефинансирования и привлечь рубли. Потому что материнская компания предоставляет нам доллары или евро. Возможно также, что следующим шагом станет секьюритизация выданных нами кредитов.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика