19 марта 2024 г. Вторник | Время МСК: 09:01:23
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Интернет-пресс-конференция Министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа.



добавлено: 30-03-2005
просмотров: 13077

Биографическая спрвка: Греф Герман ОскаровичГреф Герман Оскарович

Вопрос: Прошу уточнить два момента. Первое, по поводу трехлетней программы: по этому вопросу среди членов правительства были дискуссии, а теперь наблюдается полное единство, по крайней мере внешне. Второй момент: разделяете ли Вы оптимизм премьер-министра по поводу удвоения ВВП?

Г.Греф: Что касается программы, мы еще проведем два согласительных совещания, в том числе одно на этой неделе, и после этого внесем текст программы. Надеюсь, что она будет максимально согласована. Думаю, что по мере дискуссии консенсус в отношении содержания программы также увеличивается. Что касается удвоения ВВП к 2010г., как постановку задачи, я одобряю этот подход и считаю нормальным, что премьер-министр ставит перед нами такую задачу. Но если исходить из реальных возможностей и тенденций развития экономики, то текущие темпы роста достичь таких показателей нам не позволяют. Чтобы выйти на темпы роста, которые обеспечивали бы нам удвоение ВВП, надо провести очень много реформ. Чтобы сделать это, в свою очередь, надо резко повысить деятельность государственных органов. Можно сказать, что по темпам административной реформы в судебных и правоохранительных органах можно судить, насколько эффективно мы будем удваивать ВВП. Сегодня это ключевой фактор.

Вопрос: В какой стадии находится работа по согласованию тарифов на газ на 2006г.?

Г.Греф: Сейчас проходит окончательное обсуждение индексации акцизов и НДПИ, а также переоценка основных фондов Газпрома. От этих двух решений будет зависеть окончательная цифра тарифов на газ на следующий год. По остальным монополиям, в принципе, картина понятна, а здесь вот эти два фактора сейчас окончательно должны быть разрешены, после этого мы сформулируем нашу позицию. Если будет проведена и переоценка, и индексация, то это потребует некоторой корректировки первоначальных цифр (планируется, что рост тарифов на газ в 2006г. составит 11%), небольшой, не так, как нам предлагается монополиями, но некоторое увеличение, скорее всего, потребуется.

Вопрос: Вы сегодня уже говорили о естественных монополиях, и сегодня же губернатор В.Матвиенко заявила, что государственное регулирование тарифов на газ мешает развитию российской экономики. Скажите, каково отношение Вашего ведомства к предложению А.Миллера вообще отменить государственное регулирование тарифов на газ и ввести биржевую торговлю газом и что необходимо сделать, чтобы этого достичь? И поясните, пожалуйста, какая экономическая связь между переоценкой баланса стоимости основных средств Газпрома и тарифными надбавками?

Г.Греф: Если говорить, как я отношусь к отмене госрегулирования цен на газ, то отношусь я к этому положительно. Вопрос, что для этого нужно сделать? Нужно ликвидировать монополию Газпрома. Это вещи абсолютно взаимосвязанные. Как только не будет монополии Газпрома, сразу же можно отменять регулирование цен на газ. В этой части это вещи абсолютно взаимосвязанные, и требовать одно без другого - это просто за гранью экономической логики и вообще какого-либо здравого смысла. Можете себе представить рынок, где один продавец? Что это за рынок? Если мы строим рыночную экономику, то здесь три ключевых понятия в теории рыночного ценообразования. Первая - это свобода и воля продавца. Второе - это свобода и воля покупателя. Третье - это неограниченный срок экспонирования (нахождения) товара на рынке. Если нарушается одно из этих условий, то нет рыночного ценообразования. В условиях, когда один продавец, никакой свободы и воли покупателя не существует. Ты хочешь или не хочешь, но покупаешь по той цене, которая тебе диктуется. Поэтому эта дискуссия, на мой взгляд, носит совершенно бессмысленный характер, потому что никакой отмены госрегулирования до тех пор, пока существует монополия, быть не может. Она может быть только ужесточена с точки зрения того, что контроль за эффективностью затрат естественных монополий должен быть еще более усилен, потому что количество непроизводительных издержек естественных монополий поражает даже самых видавших виды расточителей ресурсов. Что касается условий, то по условиям я уже ответил, что для этого нужно.
Относительно связей между переоценкой, то очевидно, что если проводится переоценка, то вырастает себестоимость. И опять-таки экономическая логика подсказывает, что мы не можем продавать ресурсы на внутреннем рынке ниже себестоимости. Это очевидно, поэтому, может быть, хотя бы небольшой процент рентабельности, но должен быть. И сейчас наши специалисты совместно с Газпромом изучают обоснованность и величину тех индексов, на которые предполагается индексация стоимости основных средств Газпрома.

М.Пантюхина (Краснодар): Какие меры по борьбе с инфляцией разрабатывает сейчас Ваше ведомство?

Г.Греф: Главные меры по борьбе с инфляцией лежат в монетарной плоскости и связаны с ограничением роста непроцентных расходов в текущем году. Это, наверное, самое основное - попытаться выдержать первоначальные бюджетные параметры. Но, тем не менее, мы предусмотрели сразу же и целый ряд мер, которые могут быть в 2005г. реализованы. В первую очередь, какие основные позиции характерны для инфляции текущего года? Первое - это услуги. Мы отправили соответствующие телеграммы и будем мониторить ситуацию по регионам с тем, чтобы не допускать дальнейшего роста услуг ЖКХ в 2005г. Вторая составляющая - это цена на бензин и топливо. Здесь, как вы видите, в этом году мы пока выдерживаем полностью график, день в день. Наши возможности воздействия на эти факторы носят ограниченный характер также, но, тем не менее, мы корректируем по выработанной совместно с нефтяными компаниями шкале пошлины на нефтепродукты. Это позволяет нам пока избегать резких колебаний цен на бензин и остальные нефтепродукты в 2005г. Третья составляющая, которая здесь во многом второй год определяет опережающую инфляцию, - это цены на продовольствие, в частности на мясо. В этом году, в отличие от прошлого, мы также стараемся выдержать все сроки процедур, связанные с выдачами лицензий: в этом году будет заранее проведен аукцион на распределение квот, 10% - те, которые подлежат распределению. И мы достигли соглашения с министром сельского хозяйства, и с председателем Центрального банка такое совещание мы на этой неделе провели, о том, что мы несколько снизим величину заквотной пошлины на мясо говядины, с 60% до 40% в течение 2005г. В прошлом году у нас заквотный ввоз вырос, и это здоровая тенденция. Вы знаете, что квоты распределяются по историческому принципу, и крупные потребители мяса, в частности мясоперерабатывающие комбинаты, пытаются попасть во внутриквотное распределение и завозят сверхквотное мясо. Поэтому мы в этом году, скорее всего, такое решение примем, и такую возможность несколько облегчим. Тем более, что пока, по нашим данным, квоты, введенные на мясо курицы, дали положительные результаты: у нас с опережающими темпами идут инвестиции в эту сферу, и мы видим существенный прирост производства, покрывающий спрос на внутреннем рынке. С этого года мы надеемся, что такая же тенденция будет по свинине. Действительно, несколько крупных инвестиций уже совершено, в 2005г. инвестиционный процесс продолжается. По оценке Минсельхоза, в этом году прирост производства свинины составит примерно от 8 и выше процентов. Это очень хороший темп. Однако пока нет никакого оживления, и, более того, продолжается падение по говядине в силу того, что там очень длинный инвестиционный цикл - от 5 лет и больше - и требуются существенные инвестиции. Поэтому, наверное, нужно подумать над еще какими-то мерами с тем, чтобы стимулировать инвестиции в эту отрасль и, в конечном итоге, сбить тот дефицит, который есть на рынке. Если говорить в двух словах, этот тот набор, который предлагается осуществить в 2005г., чтобы удержать инфляцию в прогнозных параметрах.

Е.Пронина (Владивосток): Какие предложения по поддержке малого бизнеса из тех, что МЭРТ направляет в правительство РФ, Вы считаете наиболее важными?

Г.Греф: Екатерина, считаю все четыре формы поддержки чрезвычайно важными. На этом этапе, может быть, по степени важности отметил бы все же две. Первое - микрокредитование и создание бизнес-инкубаторов. Эта программа будет финансироваться через субъекты РФ с софинансирванием со стороны субъектов 50% этой программы. 2005г. мы рассматриваем как запуск этой программы и обкатку механизмов. В зависимости от того, насколько эффективны будут эти механизмы, мы будем принимать решения о продолжении использования этих механизмов в 2006г. либо возможности выработки еще каких-то дополнительных форм поддержки малого предпринимательства.

Вопрос: Какой принят вариант по цене отсечения нефти - 25 или 27 долл.? Планируется ли увеличение зарплат и пенсий к 2008г.?

Г.Греф: Что касается цены отсечения, мы сейчас посчитали второй вариант сценарных условий при цене отсечения 25 долл., и все зависит от того, насколько Минфин сможет уложить планируемые расходы в эту цену. По-моему, сделать это будет сложно. После того, как будет подготовлен трехлетний финансовый план, можно обсуждать тему по цене отсечения. Что касается непроцентных расходов, любые непроцентные расходы влияют на инфляцию. Но опять-таки это вопрос их размеров и сочетания этих расходов с увеличением других статей расходов. На самом деле увеличение пенсий и зарплат - это серьезный вклад в раздувание непроцентных расходов. Идет дискуссия по поводу того, что увеличивать и что не увеличивать. Масштаб увеличения по пенсиям и зарплатам не сопоставим с тем, что предполагается увеличить в виде инвестиций: 60, 80 млрд руб. - запросы в инвестиционной деятельности и 300-400 млрд руб. до 2008г. - расходы, которые необходимо понести в связи с увеличением зарплат и пенсий. Если последствия по пенсиям и зарплатам очевидны, то последствия по инвестициям также должны быть озвучены. Непринятие решения по инвестиционным затратам приведет к тому, что мы подорвем экономическую основу под ростом ВВП. Очевидным является инфраструктурная необеспеченность. По развитию инфраструктуры было обследование, мы стоим на 71-м месте. Это самый низкий показатель среди всех остальных элементов конкурентоспособности. Инфраструктура - это самая больная часть на сегодняшний день. Поэтому нерешение этих проблем повлечет за собой такие проблемы, как сохранение недостаточного уровня оплаты труда и т.д.

Вопрос: Всем известно, что налоговое администрирование влияет на налоговые льготы. Что проще - правильно их применять или проще запретить такой мощный стимул развития экономики? Льготы почему-то вызывают негативное отношение у правительства.

Г.Греф: Это как раз такая вещь, которая очень индивидуальна в каждой стране. Если в Германии льгота малым предприятиям - освобождение от налогов на 2 года - работает достаточно неплохо, то есть за эти два года отрабатывается льгота, а потом предприятия начинают платить все налоги, то у нас аналогичная льгота закончилась тем, что каждые два года миллионы предприятий закрывались, а затем открывались заново, чтобы получить эту льготу. Поэтому все-таки первое - это уровень правосознания, второе - уровень администрирования, они являются определяющими в отношении правительства к такого рода системе льгот. Хотя я с Вами согласен, что каждый раз очень хорошо надо взвешивать. В частности, инвестиционная льгота, которая действовала до 2003г., была достаточно эффективна, и предприятия очень мало использовали этот инструмент для уклонения от уплаты налогов. И вот такого рода льготы стимулируют инвестиции, не нарушая равные условия конкуренции, и их присутствие, наверное, целесообразно. Но, собственно говоря, мы их сейчас в другом виде сохраняем. Ну, скажем, можно называть это льготой - это ускоренный режим амортизации, режим переноса убытков на будущее без ограничений, режим стопроцентного зачета НИОКРов вне зависимости от их результатов на себестоимость. Ну и целый ряд подобных мер. Поэтому просто льготы не являются чем-то неприемлемым или какой-то панацеей. Каждый раз этот инструмент рассматривается в контексте этих двух проблем.

В.Серый (Тюмень): Вы поддержали новый закон о недрах? С чем связана такая позиция?

Г.Греф: С тем, что считаю его весьма прогрессивным и стимулирующим инвестиции в эту сферу. Этот закон создает значительно большую прозрачность в условиях недропользования и определенность, чем ныне действующий закон, который носит фактически рамочный характер. Все остальное, что делается в этой сфере, делается чиновниками в зависимости от их уровня правосознания. Я не могу представить, как бы мы работали в сфере приватизации, где каждый шаг чиновника регламентирован, если бы у нас было такое законодательство, какое мы имеем в виде законодательства о недрах. А там богатство распределяется не меньшее, чем в процессе приватизации. Чем быстрее этот закон будет принят, тем прозрачнее будет эта сфера и тем быстрее пойдут туда инвестиции. Очевидно, что этот закон не является идеальным, и его надо по ряду параметров дорабатывать.

Д.Брюхов (Иркутск): Какие меры по защите отечественного производителя готовит МЭРТ в свете предстоящего вступления России в ВТО?

Г.Греф: Я в первую очередь считаю, что нужно защищать отечественного потребителя, а потом уже производителя. Дисбаланс в этой части приводит к тому, что кто-то начинает за счет кого-то существовать. Как только мы начинаем защищать нашего производителя, в частности сельскохозяйственного, - вводим квоты и т.д., - это оборачивается российскому потребителю в копеечку. Зачастую такого рода необоснованная защита приводит к тому, что мы создаем неконкурентоспособные отрасли, потому что создать защиту на века невозможно. Как только мы создаем некие искусственные условия по конкурентоспособности, то после того, как мы отменяем эти условия, происходит просто разорение всех предприятий, которые в этих условиях были выращены. Поэтому хотел бы ответить таким образом: мы собираемся защищать российских товаропроизводителей от несправедливой конкуренции. Весь инструментарий для этого мы сейчас подготовили: это специальные защитные меры, антидемпинговые меры, компенсационные меры - весь тот набор, который есть в руках любого цивилизованного государства. Мы эти вещи сейчас применяем, в частности, против ряда стран СНГ, проводится расследование против стран ЕС в отношении фактов демпинга, в отношении недобросовестной конкуренции и поставки на наши рынки продукции по заниженным ценам, по субсидированным ценам. Эти инструменты мы будем и дальше применять, может, даже более активно, чем сегодня.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.104 сек.
Яндекс.Метрика