![]() |
Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Какие возможности для бизнеса открывает кризисДмитрий Яковенко Источник: Журнал "Генеральный директор" добавлено: 01-12-2008
просмотров: 22742 На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье
Первым последствия мирового финансового кризиса ощутил на себе финансовый сектор. Сегодня проблемы нехватки денег уже испытала розница, на очереди – девелоперы. Со временем финансовый кризис скажется даже в тех отраслях, где роль заемных средств невелика (например, в сфере производства). Мировой финансовый кризис не мог обойти стороной Россию. Все это понимали, но, кажется, в неблагоприятный сценарий до конца так и не поверили. Однако после того, как несколько банков не сумели выполнить обязательства перед клиентами и из-за резких колебаний курса акций приходилось останавливать торги на российских фондовых биржах, сомнений ни у кого не осталось (см. Только факты, №1). Центральный банк России, чтобы сдерживать рост и без того высокой инфляции, ограничивал денежное довольствие. Жесткие меры, коснувшиеся в том числе банков, усилили недостаток ликвидности. А когда денег не хватает и в долг никто не дает, остается один выход – продавать собственные активы, что мы и наблюдаем сегодня. Когда разразился кризис ликвидности, многие коммерческие банки оказались перед выбором – либо закрываться, либо продавать все, что у них есть. Следствие – падение на бирже. К тому же клиенты банков начинают нервничать и хотят забрать все свои деньги. Панические настроения бьют в первую очередь по крупным инвестиционным банкам, которые находятся на виду и обслуживают большое количество корпоративных и розничных клиентов. Банковский кризис и бизнесБанковский кризис, безусловно, отразится и на бизнесе. Например, девелоперы, которые до сих пор чувствовали себя прекрасно (рынок рос), уже сегодня начинают испытывать проблемы с рефинансированием (см. Только факты, №2). Пока это только начало, ситуация будет развиваться в следующем году. Кредитование ограниченно, спрос со стороны физических лиц упал из-за высоких цен. В результате становятся более востребованными ранее не очень распространенные способы привлечения денег в недвижимость, такие как механизм закрытых ПИФов недвижимости. Приведу пример из своей практики. Когда наша компания только создавалась, мы думали, что пойдем рыночным путем – сможем найти партнеров среди девелоперов, застройщиков. Но оказалось, что такой прозрачный финансовый инструмент, как фонд недвижимости, в то время мало кого интересовал. Потенциальные клиенты говорили: у нас есть источники более дешевых денег, а привлекать западные средства с помощью подобного механизма слишком дорого и… слишком прозрачно. Сегодня ситуация изменилась: уже не мы предлагаем себя, а, наоборот, нам звонят и предлагают сотрудничество. Торговым сетям сегодня тоже очень нужны деньги, и они испытывают большие сложности с привлечением финансовых средств. Известны случаи, когда сети не могли осуществить выплаты по облигациям (см. Только факты, №3). Если сеть не принадлежит крупной финансово-промышленной группе, она оказывается отрезанной от финансирования. Раньше бизнес развивался очень быстро, и за счет роста выручки компании могли осуществлять экспансию, открывать региональные филиалы. Сегодня издержки растут, а развитие встало. Некоторые продают свои площади, некоторые проявляют интерес к таким инструментам, как фонды недвижимости, которые позволяют как рефинансировать, так и структурировать бизнес (см. Только факты, №4). Кроме того, кризис провоцирует учащение сделок на рынке слияний и поглощений (см. Только факты, №5). Малый бизнес сегодня вынужден платить за кредит до 30%. А получить его очень непросто: банки ужесточили требования, и, даже если декларируется относительно низкая ставка (скажем, 15%), это вовсе не означает, что деньгами действительно можно будет воспользоваться. Компании лишены возможности получать займы, и им не хватает оборотных средств для развития. У небольших фирм других возможностей, кроме как занять, практически нет (например, выпустить облигации для них дорого). Кого кризис пока коснулся в наименьшей степени, так это крупное производство. Оно не сильно нуждается в заемных средствах, потому что пользуется поддержкой государства. Кризис в этой отрасли связан всегда с увеличением себестоимости продукции, а повышение себестоимости может негативно сказаться на потребительском спросе (и без того невысоком, если говорить, например, о продукции отечественного автопрома). Но пока видимых предпосылок к этому нет. В отдаленном будущем в результате цепной реакции в отрасли, возможно, подешевеет рабочая сила. Положительные тенденции на рынкеМожно сказать, что ситуация, сложившаяся на внутреннем рынке, усилила кризисные явления, которые были вызваны внешними причинами. Российский рынок до сих пор остается монополистичным, многие отрасли (например нефтегазовая, строительная) закрыты для конкуренции: ценообразование в этих отраслях далеко не рыночное, и конкуренции нет в принципе. Компании не имеют возможности зайти на эти рынки и на равных бороться за клиентов. В этих сферах кризис может пойти во благо: в результате экономика должна стать более рыночной, должна появиться возможность конкурировать. Кризис подталкивает не только бизнес, но и власть что-то менять. По крайней мере, хочется в это верить. Безусловно, в результате кризиса произойдет оздоровление российского рынка. Еще полгода назад можно было наблюдать удивительные вещи на рынке облигаций. Например, крупное, известное на рынке предприятие выпускает ценные бумаги под 10% годовых, а следом за ним никому не известная фирма тоже размещает облигации и объявляет ставку купона – 12%. И ведь бумаги пользовались спросом! Назвать нормальной такую ситуацию нельзя. Большую роль в этом процессе играли как раз крупные инвестиционные банки, которые, будучи андеррайтерами облигаций этих никому не известных предприятий, брали на себя неадекватные риски. Сейчас по таким облигациям начинаются дефолты (то есть компании отказываются платить). Другого ожидать и не приходится, поскольку даже нормальные эмитенты сегодня теряют силу. В результате кризиса все более-менее встает на свои места. Уже начался процесс очистки рынка от несерьезных и недостаточно прозрачных организаций. Как я уже говорил, становится все сложнее продавать активы. Но, с другой стороны, у инвесторов появляется возможность дешево купить уже готовый бизнес – наступило отличное время для инвесторов. Если есть деньги, можно купить что угодно – и уже через год получить хорошую прибыль. Таких цен на активы, как нынче на нашем рынке, нет нигде. Еще одно последствие кризиса в финансовом секторе экономики – появление на рынке квалифицированных специалистов по финансам и топ-менеджеров, которым не нужно переплачивать. В крупных банках уже начались сокращения, и этот процесс наверняка продолжится. В этом году наблюдалась большая миграция и среди Генеральных Директоров управляющих компаний(см. Только факты, №6). Кстати, еще одно наблюдение: собственники, самостоятельно управляющие финансовыми фирмами, переходят на должности наемных топ-менеджеров в крупные компании(см. Только факты, №7). Это явление, конечно, носит далеко не массовый характер. Тем не менее факты интересные: предприниматели, ожидающие наступления трудных времен, предпочитают оказаться под крылом крупной компании. Возвращаясь к тенденции удешевления рабочей силы, должен сказать, что наблюдать это явление, так же как и удешевление недвижимости, можно будет лишь спустя какое-то время. Сегодня мы видим только определенные предпосылки для такого развития событий. И последнее, что хочется отметить. Работая в условиях кризиса, компании будут вынуждены совершенствоваться. И это, на мой взгляд, очень позитивная тенденция для российского рынка. Акционеры наконец обратят внимание на издержки (персонал, аренда, реклама), которые порой несоизмеримы с доходностью. Уже сегодня компании начинают изменять рекламную и маркетинговую политику, некоторые отказываются от «звездных» менеджеров с их непомерными гонорарами и сокращают рекламные бюджеты. Только факты
Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты ![]() ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|