16 сентября 2019 г. Понедельник | Время МСК: 20:03:54
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Какие возможности для бизнеса открывает кризис



Дмитрий Яковенко
Источник: Журнал "Генеральный директор"
добавлено: 01-12-2008
просмотров: 20311

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Как банковский кризис отразится на бизнесе
  • Кто выиграет в результате кризиса
  • Как кризис преобразит российскую экономику
  • Подешевеют ли недвижимость и рабочая сила

Первым последствия мирового финансового кризиса ощутил на себе финансовый сектор. Сегодня проблемы нехватки денег уже испытала розница, на очереди – девелоперы. Со временем финансовый кризис скажется даже в тех отраслях, где роль заемных средств невелика (например, в сфере производства).

Мировой финансовый кризис не мог обойти стороной Россию. Все это понимали, но, кажется, в неблагоприятный сценарий до конца так и не поверили. Однако после того, как несколько банков не сумели выполнить обязательства перед клиентами и из-за резких колебаний курса акций приходилось останавливать торги на российских фондовых биржах, сомнений ни у кого не осталось (см. Только факты, №1).

Центральный банк России, чтобы сдерживать рост и без того высокой инфляции, ограничивал денежное довольствие. Жесткие меры, коснувшиеся в том числе банков, усилили недостаток ликвидности. А когда денег не хватает и в долг никто не дает, остается один выход – продавать собственные активы, что мы и наблюдаем сегодня. Когда разразился кризис ликвидности, многие коммерческие банки оказались перед выбором – либо закрываться, либо продавать все, что у них есть. Следствие – падение на бирже. К тому же клиенты банков начинают нервничать и хотят забрать все свои деньги. Панические настроения бьют в первую очередь по крупным инвестиционным банкам, которые находятся на виду и обслуживают большое количество корпоративных и розничных клиентов.

Банковский кризис и бизнес

Банковский кризис, безусловно, отразится и на бизнесе. Например, девелоперы, которые до сих пор чувствовали себя прекрасно (рынок рос), уже сегодня начинают испытывать проблемы с рефинансированием (см. Только факты, №2). Пока это только начало, ситуация будет развиваться в следующем году. Кредитование ограниченно, спрос со стороны физических лиц упал из-за высоких цен. В результате становятся более востребованными ранее не очень распространенные способы привлечения денег в недвижимость, такие как механизм закрытых ПИФов недвижимости. Приведу пример из своей практики. Когда наша компания только создавалась, мы думали, что пойдем рыночным путем – сможем найти партнеров среди девелоперов, застройщиков. Но оказалось, что такой прозрачный финансовый инструмент, как фонд недвижимости, в то время мало кого интересовал. Потенциальные клиенты говорили: у нас есть источники более дешевых денег, а привлекать западные средства с помощью подобного механизма слишком дорого и… слишком прозрачно. Сегодня ситуация изменилась: уже не мы предлагаем себя, а, наоборот, нам звонят и предлагают сотрудничество.

Торговым сетям сегодня тоже очень нужны деньги, и они испытывают большие сложности с привлечением финансовых средств. Известны случаи, когда сети не могли осуществить выплаты по облигациям (см. Только факты, №3). Если сеть не принадлежит крупной финансово-промышленной группе, она оказывается отрезанной от финансирования. Раньше бизнес развивался очень быстро, и за счет роста выручки компании могли осуществлять экспансию, открывать региональные филиалы. Сегодня издержки растут, а развитие встало. Некоторые продают свои площади, некоторые проявляют интерес к таким инструментам, как фонды недвижимости, которые позволяют как рефинансировать, так и структурировать бизнес (см. Только факты, №4). Кроме того, кризис провоцирует учащение сделок на рынке слияний и поглощений (см. Только факты, №5).

Малый бизнес сегодня вынужден платить за кредит до 30%. А получить его очень непросто: банки ужесточили требования, и, даже если декларируется относительно низкая ставка (скажем, 15%), это вовсе не означает, что деньгами действительно можно будет воспользоваться. Компании лишены возможности получать займы, и им не хватает оборотных средств для развития. У небольших фирм других возможностей, кроме как занять, практически нет (например, выпустить облигации для них дорого).

Кого кризис пока коснулся в наименьшей степени, так это крупное производство. Оно не сильно нуждается в заемных средствах, потому что пользуется поддержкой государства. Кризис в этой отрасли связан всегда с увеличением себестоимости продукции, а повышение себестоимости может негативно сказаться на потребительском спросе (и без того невысоком, если говорить, например, о продукции отечественного автопрома). Но пока видимых предпосылок к этому нет. В отдаленном будущем в результате цепной реакции в отрасли, возможно, подешевеет рабочая сила.

Положительные тенденции на рынке

Можно сказать, что ситуация, сложившаяся на внутреннем рынке, усилила кризисные явления, которые были вызваны внешними причинами. Российский рынок до сих пор остается монополистичным, многие отрасли (например нефтегазовая, строительная) закрыты для конкуренции: ценообразование в этих отраслях далеко не рыночное, и конкуренции нет в принципе. Компании не имеют возможности зайти на эти рынки и на равных бороться за клиентов. В этих сферах кризис может пойти во благо: в результате экономика должна стать более рыночной, должна появиться возможность конкурировать. Кризис подталкивает не только бизнес, но и власть что-то менять. По крайней мере, хочется в это верить.

Безусловно, в результате кризиса произойдет оздоровление российского рынка. Еще полгода назад можно было наблюдать удивительные вещи на рынке облигаций. Например, крупное, известное на рынке предприятие выпускает ценные бумаги под 10% годовых, а следом за ним никому не известная фирма тоже размещает облигации и объявляет ставку купона – 12%. И ведь бумаги пользовались спросом! Назвать нормальной такую ситуацию нельзя. Большую роль в этом процессе играли как раз крупные инвестиционные банки, которые, будучи андеррайтерами облигаций этих никому не известных предприятий, брали на себя неадекватные риски. Сейчас по таким облигациям начинаются дефолты (то есть компании отказываются платить). Другого ожидать и не приходится, поскольку даже нормальные эмитенты сегодня теряют силу. В результате кризиса все более-менее встает на свои места. Уже начался процесс очистки рынка от несерьезных и недостаточно прозрачных организаций.

Как я уже говорил, становится все сложнее продавать активы. Но, с другой стороны, у инвесторов появляется возможность дешево купить уже готовый бизнес – наступило отличное время для инвесторов. Если есть деньги, можно купить что угодно – и уже через год получить хорошую прибыль. Таких цен на активы, как нынче на нашем рынке, нет нигде.

Еще одно последствие кризиса в финансовом секторе экономики – появление на рынке квалифицированных специалистов по финансам и топ-менеджеров, которым не нужно переплачивать. В крупных банках уже начались сокращения, и этот процесс наверняка продолжится. В этом году наблюдалась большая миграция и среди Генеральных Директоров управляющих компаний(см. Только факты, №6). Кстати, еще одно наблюдение: собственники, самостоятельно управляющие финансовыми фирмами, переходят на должности наемных топ-менеджеров в крупные компании(см. Только факты, №7). Это явление, конечно, носит далеко не массовый характер. Тем не менее факты интересные: предприниматели, ожидающие наступления трудных времен, предпочитают оказаться под крылом крупной компании. Возвращаясь к тенденции удешевления рабочей силы, должен сказать, что наблюдать это явление, так же как и удешевление недвижимости, можно будет лишь спустя какое-то время. Сегодня мы видим только определенные предпосылки для такого развития событий.

И последнее, что хочется отметить. Работая в условиях кризиса, компании будут вынуждены совершенствоваться. И это, на мой взгляд, очень позитивная тенденция для российского рынка. Акционеры наконец обратят внимание на издержки (персонал, аренда, реклама), которые порой несоизмеримы с доходностью. Уже сегодня компании начинают изменять рекламную и маркетинговую политику, некоторые отказываются от «звездных» менеджеров с их непомерными гонорарами и сокращают рекламные бюджеты.

Только факты

  1. В сентябре некоторые банки, например Связь-банк и «КИТ Финанс», столкнулись с трудностями при выполнении обязательств. В итоге банки были проданы государственным компаниям за символические суммы – 5000 руб. и 100 руб. соответственно. Торги на РТС и ММВБ останавливались 16 и 17 сентября – из-за падения акций, а также 18 сентября – из-за резкого роста котировок.
  2. Руководство девелоперской компании Mirax Group объявило, что не намерено приступать к новым проектам, а все финансы направляются на завершение старых. В компании началась оптимизация численности персонала.
  3. Сеть «Арбат Престиж» не сумела вовремя осуществить выплаты по облигациям со сроком погашения в июне. Группа «Марта», контролирующая сеть супермаркетов «Гроссмарт», оказалась не готова к реализации оферты по российским облигациям и в августе объявила дефолт по своей задолженности. Сегодня финансовые трудности испытывают в той или иной мере многие торговые сети.
  4. Торговая сеть «Копейка» перевела свои активы в группу «Уралсиб». 12 августа завершена государственная регистрация права общей долевой собственности владельцев паев закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Уралсиб-Аренда» на 18 магазинов торговой сети «Копейка».
  5. По данным аналитической группы M&A Intelligence, опубликованным, в частности, на сайте журнала «Слияния и поглощения» (www.ma-journal.ru, раздел «Статистика сделок M&A»), на рынке розничных продовольственных сетей федерального масштаба количество сделок M&A растет год от года: 13 сделок на сумму 357,5 млн долл. США в 2004 году, 27 на 630 млн в 2005-м, 39 на 2697,9 млн в 2006-м, 32 на 3701,5 млн в 2007-м (последние данные – только за период январь – октябрь).
  6. В 2008 году посты Генеральных Директоров оставили, например, такие руководители, как Иван Тырышкин (ООО «Атон»), Алексей Шкрапкин (УК «ВТБ Управление активами»), Валерий Петров (УК «Ингосстрах-Инвестиции»).
  7. Должность наемного топ-менеджера занял, например, Алексей Чаленко, приглашенный недавно советником в УК «Лидер». Ранее он работал в «Уралсибе», затем создал собственную управляющую компанию «Альянс Континенталь».
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.211 сек.
Яндекс.Метрика