11 ноября 2019 г. Понедельник | Время МСК: 23:44:38
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

А.Лившиц: Волкодавы и мопсы



Александр Лившиц
Источник: Газета "Финансовые Известия"
добавлено: 20-11-2008
просмотров: 5392

Биографическая справка: Лифшиц Александр Яковлевич

Александр ЛившицРейтинговое агентство S&P двинуло вниз оценки России и некоторых наших компаний. Сам рейтинг пока не тронуло. Изменило лишь прогноз перемен. Со "стабильного" на "негативный". Объяснение: вы распечатали заначки Центробанка и Минфина. Значит, ситуация ухудшается... Неприятно, конечно. Поскольку распугивают инвесторов. Но такое сейчас творится везде.

Международных оценщиков знаю давно. С 90-х годов. Критику воспринимают плохо. Мол, мы свое мнение никому не навязываем. Чужие риски на себя не берем. Стандартный аргумент: сердиться на нас - все равно что ругать термометр. Хорошо. Но как же тогда быть с США? Страна переживает беспрецедентный кризис. Признано всеми. Начиная с тамошнего президента. Власти заливают экономику деньгами. Поток могучий. По объему в десятки раз превосходит российский. А агентства по-прежнему держат американские показатели на недосягаемой высоте. И опускать не собираются. В частных беседах сетуют: ну, снизим рейтинг. Тут такое начнется... Отвечаю: уже началось. Продолжается. И неизвестно, когда кончится. Поздно думать о судьбах мира. Лучше позаботиться о собственной репутации. Спасти хотя бы остатки.

На что похоже? Человек скверно себя чувствует. Жар невыносимый. Страдает. Жалуется. Приходит санитар. Ставит градусник. Потом демонстрирует - 36,6. То есть легкое недомогание. Практически здоров. На сомнения в качестве прибора заявляет: других нет. Можно, конечно, и так. Только смысл непонятен. Ведь больной продолжает мучиться. Заражает соседей...

Теперь о мировом рынке рейтинговых услуг. Предельно монополизирован. Авторитетных агентств всего три. Каждое обслуживает десятки стран, сотни корпораций. Раньше поставщиков было больше. Но слабые давно съедены. И благополучно переварены. Отобедавших конкурентами наделили реальной властью. Еще в середине 70-х годов. Когда американская Комиссия по ценным бумагам (КЦБ) стала пускать на биржу только те компании и финансовые продукты, которые имели солидные рейтинги "большой тройки". По сути ей доверили самый ответственный пост - ворота на рынок. Ну и как? Не справилась. Пропустила внутрь всякую ипотечную дрянь. И прочий взрывоопасный фондовый мусор. Почему-то давая ему весьма высокие оценки. Потом опомнилась. Начала снижать рейтинги. Чем вызвала только очередной прилив паники... КЦБ начала расследование. Дело хорошее. Для отчета о принятых мерах. Хотя и бесполезное. Ведь поезд спада уже ушел. И его не остановить.

Неудивительно, что в разгар кризиса в США был установлен мировой рекорд. Один актив утратил сразу 18 позиций рейтинга. Скатившись с горы "ААА" в болото "ССС". То есть утром люди пришли в офис. Чтобы поработать с ценной бумагой. А к вечеру внезапно обнаружили, что она годится только для бытовых нужд...

Неизбежна глубокая реформа всей мировой финансовой системы. Включая рейтинговые агентства. Были бы полезны три шага. Первый - демонополизация. Второй - международный надзор. Поскольку американцы не справились. Третий - разделение агентств на консультационные и оценочные. Нынешняя ситуация неприемлема. Напоминает житейскую. Когда репетитор натаскивает студента. А потом сам же принимает у него экзамен. В результате сильно возрастает давление на совесть. Не каждый выдержит...

Лет двести назад в Америке быстро размножались железнодорожные и телеграфные компании. Внезапно разорялись. А потом исчезали. Вместе с капиталами инвесторов. Пострадавшие устроили собрание. Где, согласно легенде, прозвучала ключевая фраза: "Нужны сторожевые псы, которые будут лаять даже на своих, если те попытаются украсть наши деньги". Так появились первые рейтинговые агентства.

Что видим сейчас? Время безжалостно. Для людей, собак и правил регулирования. Да, волкодавы еще остались. Ревностно несут службу. Вовремя гавкают. Хотя некоторые стали ошибаться. То ли нюх потеряли. То ли кто-то подкармливает. Остальные стали похожими на мопсов. Ласковые. Послушные. Лижут руки. Стараются угодить. А на самом деле только всем мешают.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.179 сек.
Яндекс.Метрика